В данной публикации представлен феномен «проекта Зарецкого», организации целого комплекса мероприятий для создания шахматной авторской образовательной программы на базе ШК «Вертикаль». По инициативе и при поддержке  президента ЗАО ITF «Group Holding» Сергея Павловича Коростелёва осенью 2004 года стартовал проект «Шахматы для общего развития» под руководством исполнительного директора ШК «Вертикаль» Амира Мансуровича Гилязова и профессора Факультета консультативной и клинической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, к.пс.н., Виктора Кирилловича Зарецкого. Идеями программы явились положения о том, что шахматы – деятельность, требующая развитой способности действовать в уме; шахматы могут выступать инструментом для развития интеллектуальных и личностных способностей через «зону ближайшего развития» ребенка; принципы и приемы развивающих занятий по шахматам можно переносить на другие виды познавательной и учебной деятельности. Основные положения авторской образовательной программы «Шахматы для общего развития» успешно применяются в школах Саткинского района педагогами и психологами, выступившими в роли составителей игр и упражнений по шахматам для детей начальных классов.
Социальная цель юбилейного года для руководителей, авторов и педагогов «проекта Зарецкого» - сохранение традиций преподавания шахмат с целью развития ребенка и становления его личности в гармонии с самим собой и своими жизненными ценностями!

Идея обучения детей игре в шахматы по авторскому проекту В.К. Зарецкого, А.М. Гилязова ("проект Зарецкого") возникла 15 лет назад в 2004 году. Мощная работа команды, состоящей из ученых, спортсменов, педагогов, психологов, программистов и учеников, проведенная за эти годы, позволяет утверждать, что проект является удачным приобретением Шахматного клуба «Вертикаль» в г. Сатке.

     Прежде всего, очевидны успехи наших учеников – зафиксировано небывалое количество золотых медалистов за эти годы в тех школах Саткинского района, где был реализован проект Зарецкого (5, 12, 13, 14 и 40). Наши первые ученики, а сегодня им от 20 до 24 лет, с удовольствием продолжают шахматную деятельность, несмотря на то, что выбрали различные направления своей профессиональной деятельности. Студентам-физикам, медикам и пожарникам успешно удается совмещать учебу в вузе, преподавать шахматы в детских садах или проводить частные уроки по скайпу.

     Следующим достижением проекта Зарецкого можно назвать масштабность его сопровождения: организация научных конференций, публикации всероссийского и международного значения, подготовка материалов к конкурсу РШФ «Шахматный всеобуч в России» и победа в нём, и, наконец, психолого-педагогическая диагностика, проводимая на протяжении всех этих 15 лет. Данные многолетних психолого-педагогических исследований подтверждают тот факт, что высокий интеллект, способность действовать в уме, субъектная позиция и рефлексивность, сформированные в начальной школе у наших учеников, позволяют им обеспечивать условия своей жизни на самом высоком уровне.

     Проект «Шахматы для общего развития» удивительным образом объединяет людей одной общей идеей воспитания гармоничного и умного человека. По материалам методики создана и апробирована одноименная компьютерная программа, применение которой позволяет выполнить требования ФГОС об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках.

     И, пожалуй, самое главное приобретение проекта, опубликованы методические материалы, подготовленные командой Московских и Саткинских специалистов, позволяющие представить профессиональному сообществу новую методику преподавания шахмат широкого спектра применения: в том числе с детьми, имеющими трудности в обучении и особенности в развитии.

     Ценностью этого проекта является непосредственное участие педагогов и психологов Саткинского района в реализации основных позиций авторской методики. Каждый участник проекта является автором некоторых игр и упражнений, опубликованных в учебных пособиях по проекту Зарецкого.

     Личностная позиция педагогов в реализации шахматного проекта помогла им освоить особый педагогический подход к обучению детей. Принципы осознанного обучения и развития, построенные по законам рефлексии, обнаруживают уникальность этой методики в её широком спектре использования. Применение рефлексивно-деятельностного подхода к обучению (автор Зарецкий В.К.) создаёт условия для того, чтобы дети самостоятельно учились справляться с трудностями и проблемными ситуациями. Данный подход обуславливает применение описываемой методики преподавания шахмат даже для детей, имеющих трудности в обучении, а также для учеников с особенностями в развитии и легкой степенью умственной отсталости. Речь идет о субъектности каждого участника процесса. Отношения педагога и ученика выстраиваются на уровне сотрудничества. Каждый несёт ответственность за свою часть работы и выступает субъектом своей деятельности. Рефлексивно-деятельностный подход, таким образом, способствует двойному развитию – как ученика, так и учителя в его способности помогать ребенку изучать, создавать условия для его развития и движения в ЗБР («зоне ближайшего развития» по Л.С. Выготскому), а не просто делиться знаниями, умениями, навыками. Именно поэтому нашим педагогам более близка позиция «играя - развиваем и обучаем».

     Важной ценностью проекта еще на его старте стала педагогическая находка в формировании мотива у каждого ребенка к обучению. Позиция ученика складывалась, исходя из личностных представлений ребёнка о значимых для него направлений развития. Так называемая «лестница успеха» (автор Рязанова Д.А.), которую рисовали дети и отмечали на ней определенные этапы своего развития, позволяет наглядно увидеть, что нужно сделать для реализации всех планов.

     Жизненный путь каждый педагог выбирает себе сам. Кто-то довольствуется пассивной позицией и «зоной комфорта», а профессионалы высокого уровня рождаются из людей неравнодушных, смелых и активных.

     Об одном из таких педагогов хотелось бы рассказать на страницах нашего сайта. С публикации о Миле Юрьевне Муксимовой мы начинаем размещение регулярной подборки статей (каждые две недели) об истории того, как рождался, рос и развивался проект Зарецкого. 

     Миля Юрьевна вместе В.К. Зарецким, А.М. Гилязовым и их командой стояла у истоков рождения проекта «Шахматы для общего развития». По её инициативе была создана одноимённая рабочая тетрадь  для учеников с играми и упражнениями для изучения шахматной тематики. Сегодня Миля Юрьевна является одним из ведущих педагогов реализуемого на территории Челябинской области регионального партийного проекта «Шахматный всеобуч», обучающих детей основам шахмат с первого класса по методике В.К. Зарецкого и А.М. Гилязова.

     Уроки Мили Юрьевны отличаются динамичностью процесса и непосредственностью учеников. Именно такой открытый урок она представила 14 марта для специалистов города Екатеринбурга и Свердловской области. Гости из города Верхняя Пышма вместе с детьми были вовлечены в увлекательный мир поиска и решения задач в уме.

     Позже впечатлениями об уроке Мили Юрьевны специалисты поделились с коллегами Шахматного клуба «Вертикаль». Давно известно, что способность к действию в уме признается в обществе одной из самых удивительных. Именно с ней связано большинство легенд о мудрецах и их успехах.

     Реализуемые педагогами принципы построения занятий по развитию внутреннего плана действий по методике Зарецкого по праву могут считаться одним из самых ярких достижений проекта.

     Публикации к 15-летнему юбилею создания и становления "проекта Зарецкого" спланированы по годам. Исторически важный 2004 год будет представлен в следующей статье. 

 

Глухова О.В., психолог ШК «Вертикаль»,

куратор проекта «Шахматы для общего развития»