Проект «Шахматы для общего развития» – не совсем обычный эксперимент. В нём изначально заложены передовые взгляды из разных областей человеческого знания: из педагогики – применение рефлексивно-деятельностного подхода, психология зафиксировала создание Многовекторной модели ЗБР, шахматы определили спортивную составляющую этого процесса. Смело можно сказать, что аналогов такого опыта нет ни у одного из малых городов России. Взять хотя бы изначальную задумку – использовать шахматы как инструмент для развития ребёнка [Разуваев Ю.С., Зарецкий В.К. Шахматы для общего развития. //Мир детства. – №3. – 2004. – 31-36 с.].

   Идея изначально не новая – тренировать детей в стратегии и тактике борьбы, быть внимательными и научиться продумывать свои ходы на несколько шагов вперёд. Создатели же конкретно этой методики преподавания задумали развивать способности детей, опережающие их возрастные возможности, в частности, раннее формирование умения действовать в уме (вместо возрастной границы в 10 – 11 лет ее формирование вполне возможно в 8 – 9 лет). Быстрое становление этого умения влечет за собой эффективное вырабатывание ребенком жизненных целей и умение им следовать [Зарецкий В.К. Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего развития» //Вопросы психологии. – № 6. – 2008. – 13-25 с.].

   Это и стало своеобразной отправной точкой для появления методики «Шахматы для общего развития» в начальной школе. Авторы идеи: член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, КМС по шахматам, Никита Глебович Алексеев, международный гроссмейстер по шахматам Юрий Сергеевич Разуваев и профессор Факультета консультативной и клинической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук, Виктор Кириллович Зарецкий.

 

 

 

Авторы проекта А.М. Гилязов, Ю.С. Разуваев, В.К. Зарецкий

 

   По инициативе и при поддержке  президента ООО «Группы Магнезит» Сергея Павловича Коростелёва ведущие организации района: Администрация Саткинского муниципального района, ООО «Группа Магнезит», МКУ «Управление образования» содействовали разработке и реализации передовых идей. Деятельность по созданию новой методики преподавания шахмат, отвечающей требованиям современной действительности, стала возможной благодаря тому, что в Шахматном клубе «Вертикаль» создана мощная кадровая, материально-техническая и информационно-образовательная база.

   Аналогов такой методики ни в России, ни за рубежом в 2004 году не  существовало. Именно поэтому в начале учебного года команда участников проекта «Шахматы для общего развития» с энтузиазмом приступила к работе. И уже в конце мая были получены ощутимые результаты, свидетельствующие о положительном влиянии применения новых разработок на раннее формирование способности действовать в уме, а также интеллектуальное и личностное развитие.

   В статье представлены материалы первого года существования проекта. В этом отношении интересно вспомнить, как всё начиналось. В шахматный клуб города Сатки прибыла команда молодых ученых во главе с профессором МГППУ, к.пс.н., Виктором Кирилловичем Зарецким. Научные сотрудники: Маргарита Михайловна Гордон, Светлана Васильевна Воликова, Александр Альбертович Шабанов и тогда еще студент 2-го курса факультета консультативной и клинической психологии МГППУ Юрий Викторович Зарецкий (ныне кандидат психологических наук, доцент, школьный психолог и преподаватель МГППУ) выступили консультантами педагогов и психологов, которым предстояло воплощать идеи программы.

 

 

В.К. Зарецкий и московская команда: Ю.С. Разуваев, А.А. Шабанов, М.М. Гордон

 

   После этого события разворачивались стремительно. В последних числах августа на установочный семинар по введению шахмат в школы пригласили педагогов и психологов образовательных учреждений района. Желающим участвовать в проекте было предложено присоединиться к основной идее проекта в авторской позиции, стать участниками разработки и реализации новой программы обучения детей основам игры с особым педагогическим подходом. При внушительной поддержке руководителя МКУ «Управление образования» Галины Леонидовны Пашкевич, старт эксперимента получился более чем удачным. Базовой площадкой для воплощения проектных идей было выбрано общеобразовательное учреждение №14 (2 «Б», классный руководитель Шехметова Лилия Николаевна). Директор школы Любовь Павловна Волгутова, как грамотный руководитель, сразу приняла перспективные идеи методики.

 

   

Участники первых совещаний: Т.Н. Сурова, И.В. Комарова, Т.В. Лимонова,

С.М. Каюмова, Л.Г. Меньшикова, М.Ю. Муксимова

Многолетний опыт преподавания по программе, а также грамотно подобранная система консультативно-диагностического сопровождения позволяют сегодня утверждать, что у детей, обучающихся по этой методике, способность действовать в уме развивается гораздо раньше. Кроме того, у учащихся наблюдается высокая устойчивая динамика формирования интеллектуальных процессов по сравнению со школьниками, изучающими шахматы по разработкам других авторов. Подробнее о содержании системы мониторинга читайте в следующих публикациях.

   В целях повышения эффективности шахматных занятий, а также возможности документирования и углубленного анализа уроков (что было необходимо на этапе, когда методика только создавалась) педагогам предлагалось работать в тандеме с другим специалистом, который выполнял роль консультанта. Он же – психолог, находясь в рефлексивной позиции, мог своевременно вмешаться в ход занятия, ассистировать учителю, «подхватить» отстающих детей, оказать индивидуальную помощь. 

 

Психолог О.В. Глухова и первые участники проекта

   Школьники вовлекались в учебный процесс в активной (субъектной) позиции, способствующей активизации внутренних личностных ресурсов, что в идеале позволяло им стать субъектами своей образовательной деятельности и саморазвития. 

 

Тандем: учитель С.В. Павлова, психолог Д.А. Рязанова и их ученики

   Отсюда и название подхода – рефлексивно-деятельностный. Оно означает, что каждый участник образовательного процесса является субъектом самостоятельной деятельности и ее рефлексии. Практически это достигается установлением особого рода контакта и позиций сотрудничества. Для развития ребёнка важно, что сложившаяся система отношений создаёт условия для комфортного получения им знаний. А способы преодоления трудностей при решении шахматных задач в совместной деятельности взрослого и ребёнка гораздо проще перенести на другие учебные предметы, которые преподаёт этот же учитель. Составители методики «Шахматы для общего развития» и педагоги, включившиеся в него с позиции соавторов, прилагали огромные усилия, чтобы это произошло.

 

 

Директор школы Л.П. Волгутова и классный руководитель Л.Н. Шехметова с учениками

 

   Для реализации целей проекта были сформированы шесть тандемов учителей и психологов с тем, чтобы объединить знания в области педагогики и психологии на благо развития детей. У каждого тандема было по четыре ученика.

   Первый год обучения: 2004-2005 учебный год по проекту Зарецкого.

  1. Учитель: Шехметова Лилия Николаевна, классный руководитель этого класса, педагог начального звена школы №14 и Теплякова Оксана Михайловна, учитель математики в школе №14.
  2. Учитель: Волгутова Любовь Павловна, директор школы №14, учитель математики и Каюмова Светлана Михайловна, психолог школы №11.
  3. Учитель: Павлова Светлана Валерьевна, учитель физики и информатики в школе №14 и Рязанова Дина Аркадьевна, психолог вспомогательной школы №20.
  4. Учитель: Бурилова Ирина Анатольевна, учитель математики в школе №4 и Глухова Оксана Владимировна, психолог Центра диагностики и консультирования.
  5. Учитель: Юрина Марина Владимировна, педагог начального звена школы №13 и Виноградова (Завьялова) Наталья Андреевна, психолог школы №13.
  6. Учитель: Комарова Ирина Владимировна, учитель информатики в школе №40 и Лимонова Татьяна Валерьевна, психолог детского сада №35.

   Занятия проводились по следующей схеме: два раза в неделю были уроки, на которых совместно с учениками определялся замысел на следующее занятие. Затем педагоги составляли отчёт о проведённом уроке с учётом всех его составляющих, писали конспект следующего урока и могли проконсультироваться с научными сотрудниками МГППУ.

 

 

О.В. Глухова, Л.П. Волгутова, Д.А. Рязанова составляют аналитический отчёт в Москву после урока

   У каждого тандема был свой научный консультант. Педагоги за это время написали около 180 страниц аналитических отчетов в Москву (и эту цифру надо умножить на количество тандемов в проекте), где командой сотрудников МГППУ каждый отчет был внимательно разобран, написаны рекомендации и сформулированы новые идеи для развития идеи.  Из них уникальными для поиска технологий методики были все без исключения отчёты саткинских педагогов.

 
 

Рефлексия прошедшего занятия

Замысел

Реализация замысла, ход занятия

Планирование предстоящего занятия

 Вопрос «Ребята, пусть каждый из вас скажет О.В., что он делал на прошлом занятии», остался без ответа, т.к. Саша достал свою «шифровку» (задание, которое было приготовлено для него учителем по его просьбе) и отвлек внимание детей. Дети с интересом рассматривали выполненное задание, а Юля с сожалением сказала, что оставила свое задание дома. На предложение учителя расшифровать Сашин текст в конце занятия дети дали согласие. На второй вопрос: «Так, а чем же каждый занимался на прошлом занятии», -  дети ответили:
Юля: отвечала на вопросы за ПК, но получала штрафы»; Саша: Я тоже, но у компьютера были «глюки»; Сережа: я работал с ПК, но были ошибки. Настя захотела проверить себя, т.к. не отвечала на вопросы на прошлом занятии.

Юля на это занятие планировала отвечать на вопросы по нач. позициии за ПК, чтобы не делать больше ошибок и  не изменила свой замысел, только согласилась на бумажный вариант.

Настя, Саша и Сережа вспомнили, что хотели отвечать  на бумажный вариант теста.

Детям было предложено работать с материалом в парах (разбивка в пары по желанию детей) за ШД, предварительно расставив фигуры в начальной позиции.

Сергей и Настя работали в паре. Они по очереди зачитывали вопросы теста. Вопросы о расположении фигур  на вертикалях и горизонталях в нач. позиции не вызвали затруднения у детей. Сергей на все последующие вопросы отвечал с использованием ШД: шариковой ручкой показывал диагонали, глазами искал угловые поля шахматной доски, поля короля и ферзя белого цвета называл без использования ШД, перечислял положение черных фигур на ферзевом фланге, закрыв глаза. Короля находит по острой верхушке.  Настя  диагонали показывала пальчиком на ШД и называла их, горизонтали, угловые поля находила зрительно, на многие вопросы отвечала правильно и сразу, не задумываясь. Объяснила, что ферзя и короля различает по верхушкам: ферзь – он слабее, у него верхушка маленькая. Эта пара закончила работать раньше и каждый занялся, чем хотел. Настя собирала ШФ, Сергей на настенной доске рисовал ШД. Затем участвовали в игре на правильную расстановку фигур в нач. позиции на ШД на время: кто быстрее. На доске мелом записали адреса расставленных фигур.

Саша и Юля работали в паре. Саша не любит ошибаться: «Не пишите моей ошибки. Я подумаю и отвечу правильно». Он хочет,  чтобы в бланке были только правильные ответы, детям было предложено предварительно проговорить ответ на каждый вопрос, проверить свой ответ с положением фигур на ШД и затем зафиксировать правильный ответ в бланке. Юля и  Саша  по очереди читали вопросы. Каждый давал устный ответ и объяснял, как его получил. Юля ручкой проводила горизонтали, вертикали  и диагонали, показывала каждую искомую фигуру указкой, проговаривая ее адрес. Объяснила, как она запомнила отличие ферзя от короля – «по шапочкам». Цвет ферзя – любит свой цвет, поле короля  - ему некуда деваться, ферзь занял свой цвет. При перечислении вертикалей королевского фланга использовала «проговаривание-перебор». Саша на первые три вопроса ответил быстро и невпопад, а потом сказал, что не будет отвлекаться, а будет внимательным. При ответе на вопросы показывал  указкой по просьбе учителя, находил искомые поля и адреса глазами. Больше ошибок не допускал. Давал объяснения, как он запомнил цвет полей ферзя и короля (ферзь любит свой цвет, а король рядом). Вспомнили, как записываются ШФ.

Каждый ребенок рассказал, чем занимался на занятии.

Юля: отвечала на вопросы.

Настя: отвечала на тест и играла.

Саша: у меня был тест про начальную позицию.

Сергей: находил фигуры на вертикалях , горизонталях и диагоналях на ШД в нач. позиции.

Всем понравилось занятие. Каждый сказал, что у него нет ошибок по этой теме, и чем он хочет заниматься на следующем занятии.

Юля: еще раз на всякий случай повторить нач. позицию.

Настя: еще повторять, чтобы больше знать

Саша: покрепче запомнить про нач. позицию

Сергей: без ШД на эти же вопросы ответить не смогу.

Проводила рефлексию одна. Предложила вспомнить о действиях на прошлом занятии, об ошибках каждого и о планах на сегодняшнее занятие.  Предложила детям определиться с местом проведения занятия (т.к. мест за ПК всем детям не хватает)

Трое из 4 детей на прошлом уроке высказали желание работать с бумажным вариантом тестов, а Юля хотела за компьютером, было  решено перейти в кабинет: другим тоже захочется работать за ПК).

Т.к. Саша, Юля и Сергей не могли вспомнить, чем хотели занимать-ся, решили работать над ошибка-ми из прошлых тем.

Перед тем, как разбиться на пары, предложила детям расставить фигуры на ШД  в нач. позиции, что бы они еще раз смогли  проверить свое умение (Саша и Юля – Я умею) и каждый объяснил, как он расставляет фигуры. Затем работала с парой «Юля и Саша». Просила детей в каждом вопросе отметить ключевые слова  (На всех ли горизонталях… ). Объяснять,  как каждый нашел ответ на вопрос, проговаривать адреса искомых ШФ. Задавала дополнительные вопрос, например, «Может ли на одной диагонали стоять 5 фигур»  (Нет, т.к. только на 4-х горизонталях стоят фигуры – Юля).

 Используя игровые элементы, закрепить знания детей о нач. позиции, работать над умением детей записывать положение фигур на ШД и восстанавливать позицию по записи.

Фиксировала  ход рефлексии: слева – вопросы учителя; справа – ответы и действия детей. 

Отслеживала, как учитель формирует общий замысел урока, опираясь на мнение каждого ребенка.  Фиксировала вопросы, которыми учитель доносит до каждого ребенка общий замысел.

Включалась  в работу занятия по просьбе И.А. в момент, когда дети разделились на пары.

«Как вы будете зачитывать вопросы теста?» Способствовала формированию у каждого ребенка собственного способа нахождения в., г., д., зафиксировала это. Помимо нахождения глазами места ШФ, предлагала называть, по желанию, ее адрес. Сознательно усложняла для Сергея ситуацию ответа на вопрос о положении фигур на ферзевом фланге. Тем самым способствовала удержанию интереса ребенка. Спровоцировала своим вопросом: «Ребята, как вы различаете ферзя  и короля»,- вербальный ответ каждого ребенка о способе различения фигур.  Фиксировала действия учеников, их ответы, как формируются у детей способы действия.

Не удалось зафиксировать работу учителя со второй парой. Планирую использовать диктофон в  таких случаях.

Планирую отслеживать, конспектировать ход занятия. Провести его анализ.

 

 

 

Пример аналитического отчёта саткинских педагогов

   Практически сразу возникла необходимость и появился запрос со стороны участников проекта в более профессиональном подходе к изучению шахматной науки. Ведь для того, чтобы научить детей играть в шахматы, педагог должен сам быть хотя бы на несколько шагов впереди ребёнка. Основы шахматной игры на разных этапах проекта преподавали тренеры-консультанты Юрий Сергеевич Разуваев, Руслан Владимирович Щербаков, Игорь Анатольевич Баженов и Евгений Васильевич Сомкин. В это же время, параллельно с проектом, Амир Мансурович Гилязов готовил педагогические кадры для будущей работы программы и обеспечивал шахматную грамотность педагогов Саткинского района из других школ.

  

   Каждому тандему предстояло решать с помощью шахматного материала непростые проблемы детей: научиться концентрировать свое внимание, быстро запоминать новое, бегло читать и правильно писать, а самое главное, уметь самостоятельно в уме решать шахматные и математические задачи. Занятия необходимо было строить по новым, ранее не известным педагогам технологиям: установление с учениками отношений сотрудничества, поддержка субъектности ребёнка, формирование рефлексивности сознания учеников,  изменение отношения к ошибке ребёнка (с тем, чтобы в ней разглядеть потенциал для развития).

   И в этом аспекте важнейшим является понятие «рефлексии». Рефлексия – возможность для ребенка стать субъектом собственной учебной деятельности, субъектом собственного развития, превратить этот процесс в саморазвитие.

   Немаловажной при этом является еще и готовность ученика принять помощь со стороны более компетентного помощника в лице педагога – это является главной отличительной чертой рефлексивно-деятельностного подхода к обучению. В. К. Зарецкий, как создатель данного подхода, так описывает эту ситуацию: «главным моментом в практике помощи является организация самостоятельной деятельности ученика по преодолению своих трудностей и ликвидации пробелов, а также рефлексия этой деятельности».

   Команда во главе с консультантами МГППУ начала разрабатывать, подбирать материал для написания методики и при этом соблюдать золотое правило – все материалы методики должны быть понятными и полезными не только для педагогов, но и для всех желающих реализовать эти идеи на практике, а также для детей.

   Так проходил первый этап проекта. Он включал в себя:

  1. Работу в экспериментальном классе.
  2. Сравнительную психолого-педагогическую диагностику.
  3. Подготовку команды педагогов и консультантов.

   С этого момента в истории «проекта Зарецкого» были написаны первые страницы …

 

Глухова О.В., психолог ШК «Вертикаль»,

куратор проекта «Шахматы для общего развития»

телефон 8 (35161) 4-20-69