В данной и последующих публикациях представлена история замысла проекта «Шахматы для общего развития» («проекта Зарецкого), его воплощения и рефлексии. Реализация скромной поначалу идеи – осуществить поиск условий, при которых в ходе шахматных занятий происходит развитие «способности действовать в уме» и становится возможным перенос ее на другие виды деятельности, вылилась в организацию целого комплекса мероприятий для создания шахматной авторской образовательной программы на базе ШК «Вертикаль». По инициативе и при поддержке  президента ООО «Группы Магнезит» Сергея Павловича Коростелёва осенью 2004 года стартовал проект «Шахматы для общего развития» под руководством исполнительного директора ШК «Вертикаль» Амира Мансуровича Гилязова и профессора Факультета консультативной и клинической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, кандидата психологических наук, Виктора Кирилловича Зарецкого.

   Главная задача проекта – развитие умственных способностей с помощью шахмат, которые позволили бы детям  выбрать в жизни правильный путь и обеспечить себе достойное профессиональное будущее. Идеями программы явились положения о том, что шахматы – деятельность, требующая развитой способности действовать в уме; шахматы могут выступать инструментом для развития интеллектуальных и личностных способностей через «зону ближайшего развития» ребенка; принципы и приемы развивающих занятий по шахматам можно переносить на другие виды познавательной и учебной деятельности. Основные положения авторской образовательной программы «Шахматы для общего развития» успешно применяются в школах Саткинского муниципального района педагогами и психологами, выступившими в роли составителей игр и упражнений по шахматам для детей начальных классов.

   Цель серии публикаций в Юбилейный год – рассказать об опыте создания новой методики, о результатах её применения и о положительном влиянии шахмат на развитие ребенка и становление его личности в гармонии с самим собой и своими жизненными приоритетами!

 

   Идея обучения детей игре в шахматы по авторскому проекту В.К. Зарецкого, А.М. Гилязова (далее проект «Шахматы для общего развития») возникла 15 лет назад в июле 2004 года. Мощная работа команды, состоящей из ученых, спортсменов, педагогов, психологов, программистов и учеников, проведенная за эти годы, позволяет утверждать, что разработка и реализация проекта является ценным вкладом в образование Cаткинского муниципального района, внесенным Шахматным клубом «Вертикаль». Его создание стало возможным благодаря тому, что в Сатке построена действительно сильная и перспективная научная, учебная, спортивная материально-техническая база.

 

     

Участники проекта: Л.П. Волгутова, М.В. Юрина, И.А. Бурилова, Д.А. Рязанова,

О.В. Глухова, Н.А. Виноградова (Завьялова), И.В. Комарова, Т.В. Лимонова

 

   Крупным достижением проекта «Шахматы для общего развития» можно назвать масштабность его сопровождения: организацию научных конференций, публикации всероссийского и международного значения, подготовку материалов к конкурсу РШФ «Шахматный всеобуч в России» и победу в нём, и, наконец, проведение многолетних (в течение 15 лет) психолого-педагогических исследований. Анализ полученных данных подтверждает тот факт, что высокий интеллект, способность действовать в уме, субъектная позиция по отношению к учебной деятельности (желание и умение учиться, преодолевать трудности) и способность к рефлексии (рефлексивность), сформированные у детей в начальной школе, дают им возможность выстраивать жизненные замыслы, ставить и достигать цели в разных сферах деятельности.

   Достаточно закономерны и успехи наших выпускников. Высокие баллы за экзамены демонстрируют ученики тех школ Саткинского муниципального района, где был реализован «проект Зарецкого», – №5, №12, №13, №14 и №40. Безусловно, это  помогло умным ребятам выбрать престижные специальности и вузы для дальнейшего обучения. Кроме того, зафиксировано небывалое количество золотых и серебряных медалистов за эти годы: в среднем от 4 до 5 медалей на один класс... 

 

   Проект «Шахматы для общего развития» удивительным образом объединяет педагогов и учеников одной общей идеей воспитания гармоничного и умного человека. Для любого учителя важна преемственность его знаний и опыта. Тем ценнее для нас было узнать, что первые ученики (сегодня им от 20 до 24 лет) с удовольствием продолжают шахматную деятельность, несмотря на то, что выбрали иные направления своей профессиональной деятельности. Студентам-физикам, медикам и пожарникам успешно удается совмещать учебу в вузе, а также преподавать шахматы в детских садах или проводить частные уроки в сети Интернет.

   По материалам методики создана и апробирована одноименная компьютерная программа, применение которой позволяет выполнить требования ФГОС об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках.

   И, пожалуй, самое главное приобретение проекта, опубликованы методические материалы, подготовленные командой московских и саткинских специалистов, позволяющие представить профессиональному сообществу новую методику преподавания шахмат широкого спектра применения: в том числе с детьми, имеющими трудности в обучении и особенности в развитии. Труды переведены на несколько языков мира, а авторы методики получили перспективные предложения о сотрудничестве от специалистов разных стран.

 

   

Фото книг по проекту

 

   Ценностью проекта является непосредственное участие педагогов и психологов Саткинского муниципального района в реализации основных позиций авторской методики. Каждый участник проекта является автором некоторых игр и упражнений, опубликованных в учебных пособиях по проекту «Шахматы для общего развития».

   Личностная позиция педагогов помогла им освоить особый педагогический подход к обучению. Принципы осознанного обучения и развития, построенные по законам рефлексии, обнаруживают уникальность этой программы в её широком спектре использования. Методика учит детей самостоятельно справляться с трудностями и проблемными ситуациями, что обуславливает её применение для детей, имеющих трудности в обучении, для учеников с особенностями в развитии и для детей с легкой степенью умственной отсталости. Речь идет о субъектности каждого участника процесса. Отношения педагога и ученика выстраиваются по принципу сотрудничества. Каждый несёт ответственность за свою часть работы и выступает субъектом своей деятельности, т.е. субъектом ее замысла, осуществления и рефлексии. Рефлексивно-деятельностный подход, таким образом, способствует двойному развитию – как ученика, так и учителя в его способности помогать ребенку изучать, создавать условия для его развития и движения в ЗБР («зоне ближайшего развития» по Л.С. Выготскому), а не просто делиться знаниями, умениями, навыками. Именно поэтому нашим педагогам более близка позиция «играя – развиваем и обучаем».

 

     

Совещание с участниками проекта проводит А.М. Гилязов

 

   Важной ценностью проекта еще на его старте стала педагогическая находка в формировании мотива к обучению у каждого. Позиция ученика складывалась, исходя из личностных представлений ребёнка о значимых для него направлениях развития. Так называемая «лестница успеха» (автор Д.А. Рязанова), которую рисовали дети и отмечали на ней определенные этапы своего развития, позволяет наглядно увидеть, что нужно сделать для реализации своих планов. Именно поэтому замысел на урок формируется не искусственно (по заранее написанному плану), а, исходя из желаний и потребностей участника проекта.

   Жизненный путь учитель выбирает себе сам. Кто-то довольствуется пассивной позицией и «зоной комфорта», кого-то прельщает перспектива формализма, а вот профессионалы высокого уровня рождаются из людей по-настоящему неравнодушных, смелых и активных.

   Об одном из таких педагогов хотелось бы рассказать на страницах нашего сайта. С публикации о Миле Юрьевне Муксимовой мы начинаем размещение регулярной подборки статей об истории того, как рождался, рос и развивался проект «Шахматы для общего развития».

        

 

Урок шахмат с учениками второго класса проводит М.Ю. Муксимова

 

   Миля Юрьевна вместе с командой авторов стояла у истоков рождения проекта. По её инициативе была создана одноимённая рабочая тетрадь с играми и упражнениями для изучения шахматной тематики. Сегодня Миля Юрьевна является одним из ведущих педагогов реализуемого на территории Челябинской области регионального партийного проекта «Шахматный всеобуч», обучающих детей основам шахмат с первого класса по методике В.К. Зарецкого и А.М. Гилязова.

   Уроки Мили Юрьевны отличаются динамичностью процесса и непосредственностью учеников. Именно такой открытый урок она представила 14 марта 2019 года для специалистов из Екатеринбурга и Свердловской области. Гости из города Верхняя Пышма вместе с детьми были вовлечены в увлекательный мир поиска и решения задач в уме.

 

   

Открытое занятие проводит учитель МАОУ СОШ №5 М.Ю. Мукисмова

 

   Позже впечатлениями об уроке Мили Юрьевны специалисты поделились с коллегами Шахматного клуба «Вертикаль». Давно известно, что способность к действию в уме признается в обществе одной из самых удивительных. Именно с ней связано большинство легенд о мудрецах и их успехах.

   Реализуемые педагогом принципы построения занятий по развитию внутреннего плана действий по методике «Шахматы для общего развития» по праву могут считаться одними из самых ярких достижений.

   Публикации к 15-летнему юбилею создания и становления проекта спланированы по годам. История идеи и старта проекта (2004-2005 учебный год) будет представлена в следующей статье. 

 

  

Глухова О.В., психолог ШК «Вертикаль»,

куратор проекта «Шахматы для общего развития»

телефон 8 (35161) 4-20-69