Последний месяц 2020 года оказался достаточно плодотворным для специалистов, занимающихся обучением детей игре в шахматы. Две субботы уходящего года (19 и 26 декабря) у наших учителей была уникальная возможность принять участие в онлайн-встречах с научными руководителями системы шахматного образования нашего района.
Более 17 лет назад в нашем районе был дан старт всеобщему шахматному образованию: детей в возрасте 5-11 лет обучают игре в детских садах и начальной школе. И все эти годы Шахматный клуб «Вертикаль» и МКУ «Управление образования» сотрудничают с исследователями в области обучения детей игре в шахматы.
С Игорем Георгиевичем Сухиным, кандидатом педагогических наук, старшим научным сотрудником Института стратегии развития образования РАО г. Москвы, педагоги и психологи обсудили актуальные тенденции и подходы к методике обучения детей игре в шахматы в рамках круглого стола «Учебная дисциплина «Шахматы» в школах и дошкольных учреждениях». Игорь Георгиевич рассказал о своём участии в перспективных исследовательских проектах, творческих интересах и планах, представил методологические новинки в помощь учителям.
В субботу 26 декабря в онлайн-формате был дан старт работе научно-практического педагогического Семинара «Особенности практики обучения детей игре в шахматы в условиях дистанционной формы работы».
Организаторы мероприятия:
Руководители Семинара:
Работа Семинара началась со слов приветствия Амира Мансуровича Гилязова, члена Наблюдательного совета ФШР, исполнительного директора ШК «Вертикаль». Он вновь обратил внимание слушателей к исключительному опыту работы нашей системы саткинского шахматного образования в умелом сочетании развивающей и спортивной составляющей этого процесса.
Слушателям была предоставлена возможность поделиться своим опытом и рассказать о трудностях и достижениях. Педагоги обсудили наиболее успешные проекты по повышению мотивации учащихся к собственному развитию (поиск смыслов), рассмотрели проблемы организации помощи школьникам в преодолении неуспешности в обучении через развитие внутреннего плана действий на материале шахматной стратегии.
Особенно остро коллеги обсудили проблему сотрудничества, когда учитель и ребёнок совместно решают, что нужно сделать на уроке сегодня, чтобы раз за разом двигаться вперёд к развитию уже завтра. В этой ситуации педагог ожидает личной заинтересованности ученика и его активности в получении знаний. Однако это не всегда соответствует действительности. Чаще всего дети ожидают, чтобы их научили и подсказали, как справиться с трудностью. Но ведь игра в шахматы предполагает, прежде всего, самостоятельность ребенка в выборе и принятии решений! Что делать?
Наш эксперт, Виктор Кириллович Зарецкий поделился собственным опытом преодоления подобных проблем при работе с учениками в режиме онлайн. Он рассказал о том, как создавать на уроке такие условия, чтобы каждый участник образовательного процесса чувствовал себя свободным и защищённым. Эти чувства способствуют укреплению доверия и побуждают к открытиям. Именно это является определяющим условием для полноценного развития ребёнка.
Все участники Семинара получили рекомендации по организации учебного процесса в современных условиях. Также был озвучен Замысел следующей встречи в рамках научно-практической совместной деятельности с научными руководителями системы шахматного образования саткинских ребятишек.
Мы надеемся, что это мероприятие станет традиционным и продолжит свою работу на постоянной основе. В наше непростое время каждому педагогу важно иметь методическую площадку для консультации как с руководителями, так с коллегами. Такая форма общения поможет педагогам открыто обсуждать актуальные вопросы организации учебного процесса по технологиям рефлексивно-деятельностного подхода В.К. Зарецкого.
Поздравляем с приобретенным опытом участников онлайн-встреч:
Глухова Оксана Владимировна,
психолог ШК «Вертикаль»,
куратор проекта «Шахматы для общего развития»