Уважаемые педагоги!

ШК «Вертикаль» поздравляет вас с Днем знаний!

Желаем Вам и вашим ученикам и  воспитанникам здоровья, оптимизма, бодрости на весь учебный год, новых открытий и свершений, в том числе и шахматных!

30 марта в ШК «Вертикаль» состоялся семинар для педагогов шахматных образовательных проектов.

Такие мероприятия в шахматном клубе проходят на регулярной основе. Их цель – объединить усилия педагогов, дать им возможность рассказать о работе в своих учреждениях, обменяться опытом, совместно решить вопросы, возникающие в ходе преподавания шахмат.

На семинаре педагоги получили обширную информацию об общей ситуации по шахматному всеобучу в регионах РФ, о реализации регионального проекта партии «Единая Россия» «Шахматный всеобуч», в апробацию которого с начала этого учебного года вступили 13 территорий Челябинской области, а также ознакомились с разнообразными формами проведения шахматных уроков, направленных на максимальную активизацию мыслительной деятельности.

Одной из центральных тем обсуждения стало развитие способности действовать в уме при помощи шахмат.

Способность действовать в уме – фундаментальна. Это показатель общего развития психики человека, представляющий собой нерасторжимое единство нескольких высших психических функций: воображения, внимания, памяти и мышления. Наиболее интенсивно она развивается в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, когда закладывается механизм действия и ребенок, прежде чем что-то сделать или даже сказать, учится мысленно оценивать ситуацию.

Шахматные проекты в Сатке направлены в первую очередь на развитие этой способности: курс Игоря Сухина, по которому более десяти лет проходят обучение участники проекта «Шахматный всеобуч», базируется на трудах великих ученых: Петра Гальперина (теория поэтапного формирования умственных действий) и Якова Пономарева (работы о стадиях развития способности действовать в уме). Для второго саткинского проекта – «Шахматы для общего развития» эта способность является стержнем методики: автор идеи создания проекта российский ученый Никита Алексеев, в одной из своих работ написал: «Шахматы – это как бы самим Богом созданный материал для развития способности действовать в уме. Чтобы играть в шахматы (не передвигать фигуры по доске, а именно играть), необходимо обладать способностью делать шахматный ход мысленно, т.е. в уме. Обучаясь шахматам, ребенок может – при определенных условиях – эту способность развить». И первоочередная задача саткинских педагогов – такие условия ребенку создать, рассматривать за шахматами целенаправленную, долгую, кропотливую работу, и постепенно, от урока к уроку формировать умственные действия у своих подопечных.

 Так как эта тема – развитие способности действовать в уме – актуальна, многогранна и требует полного осмысления и всестороннего изучения, то педагогам было предложено подготовить презентацию на тему: «Мой личный опыт использования шахмат для развития способности действовать в уме». Эти презентации будут представлены на установочном семинаре, который состоится в начале следующего учебного года.

Л.В.Титова

Декабрь. Одиннадцатый месяц реализации регионального партийного шахматного проекта – самое время подвести первые промежуточные итоги с целью понять, в правильном ли направлении движемся, есть ли интерес к шахматному образованию со стороны детей, родителей, педагогов.
Шахматный всеобуч, зародившийся в Сатке в декабре 2003 года, в этом году открыл для себя новые горизонты и на сегодняшний день распространился на 14 территорий Челябинской области. Если перевести в цифры, то шахматные уроки проводятся в 179 классах и 108 дошкольных группах, охват – свыше 10 тысяч маленьких южноуральцев.

edu04

Шахматное движение постепенно набирает свои обороты: занятия в школах и детских садах на каждой из территорий начались с торжественных мероприятий, посвященных открытию регионального проекта. У кого-то они прошли достаточно скромно – в форме торжественных линеек, а кто-то организовал для ребят настоящий шахматный праздник. Самые яркие, запоминающиеся детские шахматные фестивали прошли в таких городах, как Снежинск, Копейск, Миасс – много поздравлений и подарков, пожеланий и напутственных слов от официальных лиц.

Более 30 педагогов Златоустовского городского округа приняли участие в выездном совещании педагогов, участвующих в реализации регионального партийного проекта «Шахматный всеобуч», который состоялся в Сатке 25 ноября.

Это уже второе крупное мероприятие в этом учебном году, на котором саткинские специалисты всеобуча делятся своими наработками с коллегами из других территорий Челябинской области. Первое, прошедшее месяц назад, собрало 56 преподавателей со всех 13-ти территорий Челябинской области, реализующих партийный проект.

Повторное мероприятие организаторы – Управление образования Саткинского района и городской клуб «Вертикаль» – решили провести по большой просьбе Управления образования г. Златоуст. На сегодняшний день это город – лидер среди территорий области как по количеству детей, участвующих в реализации проекта: общий охват составляет 5320 чел., так и по количеству педагогов – шахматным азам ребят обучает свыше 70 человек.

По отзывам участников, то, что они увидели в Сатке, превзошло их ожидания. Им было представлено богатое разнообразие методов и приемов, направленных на концентрацию внимания детей на протяжении всего урока и самое главное – они увидели, как сложную шахматную науку можно преподносить на максимально простом и понятном детям языке – через занимательные шахматные игры, сказки, задания и головоломки.

– Как оказалось, повторение темы о происхождении шахмат и базовых шахматных понятий – горизонталь, вертикаль, диагональ можно провести в форме увлекательной игры «Что? Где? Когда?», которую нам блестяще продемонстрировала преподаватель детского сада № 40 Екатерина Лоскутова, - делится впечатлениями учитель начальных классов школы № 21 Любовь Антиманюк. - Очень интересной для всех нас оказалась подача материала учителем школы № 40 Ильей Хайбуллиным: очень свежо, креативно, современно. Много интересных и занимательных приемов мы переняли и у второго педагога, показывающего открытый урок – Евгении Абдрахмановой, а также почерпнули ценные рекомендации по проведению шахматных уроков у методиста шахматного клуба.

– Я бы хотела сказать несколько слов в целом о вашем городе и о его жителях. Я не первый раз езжу в ваш город. На областные соревнования ездили к вам в СК «Магнезит» по рукопашному бою весной. Понравилась организация соревнований, участники и просто жители, которые пришли поболеть за свой клуб и не только. И в этот раз мне очень понравилось всё: дети, педагоги, как организовано всё чётко, всё вовремя, насыщенная программа ну и, конечно же, обед))), – отмечает педагог МАУ СОШ № 8 Анна Шепелева. – Люди в вашем городе как будто добрее, приветливее,открытее, доброжелательнее, чем в других городах. Очень дружеское отношение у вас к приезжим. А ещё у вас очень чистый город! Спасибо за замечательную и познавательную поездку!

– Хочу выразить большую благодарность организаторам, которые пошли нам навстречу и не пожалели времени и сил для проведения такого замечательного и, несомненно, полезного мероприятия для наших педагогов, – говорит методист Центра методического и хозяйственного обеспечения Златоуста Лидия Дьяченко.

Лада Титова,
методист ШК «Вертикаль»,
куратор регионального партийного проекта
«Шахматный всеобуч»

27 октября в Сатке состоялось выездное совещание педагогов Челябинской области, в котором приняли участие 56 педагогов из 13 муниципальных образований Челябинской области, которые с сентября этого года вступили в региональный партийный проект «Шахматный всеобуч».
Судя по отзывам участников, организаторы мероприятия – Управление образования Саткинского района и ШК «Вертикаль», на базе которого создан региональный методический центр – с поставленной перед собой задачей – всесторонне ознакомить гостей с шахматной образовательной деятельностью в школах и детских садах Саткинского района и передать накопленный за многие годы опыт работы – справились на «отлично»: приехавшие педагоги высоко оценили открытые уроки саткинских специалистов по всеобучу – М.Ю.Муксимовой (школа №5), С.Г.Белоноговой (д/с №46), а также мастер-классы, которые показали М.Л.Григорьева (школа №10) и Г.Н.Репина (д/с №32).
Содержательными и полезными для приезжих гостей были и доклады, с которыми выступили начальник Управления образования Е.Ю.Баранова, методист ШК «Вертикаль» и куратор регионального проекта Л.В.Титова, психолог ШК «Вертикаль» О.В.Глухова. Следующую такую встречу планируется провести во второй половине учебного года; скорее всего, она пройдет уже в формате педагогического форума.

6 октября в Законодательном Собрании Челябинской области состоялся очередной Координационный Совет по Партийному проекту «Шахматный всеобуч», в котором приняли участие координатор проекта – Член совета Федерации Федерального собрания РФ Олег Владимирович Цепкин, руководитель проекта – депутат Законодательного Собрания Челябинской области Владимир Васильевич Горбунов, председатель Собрания депутатов Саткинского муниципального района Николай Павлович Бурматов, представители областных Министерств – начальник управления воспитания, дополнительного образования и социализации обучающихся Министерства образования и науки Ирина Викторовна Анфалова, начальник управления спорта Министерства спорта Евгений Михайлович Шестаков, методист по начальному школьному и дошкольному шахматному образованию ШК «Вертикаль» г. Сатка, куратор регионального проекта Лада Владимировна Титова, помощник Совета Федерации по работе в Челябинской области Екатерина Валентиновна Попова.

Так уж повелось, что сентябрь для преподавателей шахмат – пора  организационных хлопот, время  создания  добротной материальной и методической базы.

7 сентября  педагоги собрались в ШК «Вертикаль» на первый шахматный семинар в этом году. Основная цель мероприятия  – совместно разработать план шахматной работы на новый учебный год, в очередной раз наметить канву шахматного образовательного процесса.

Как помочь ребенку пережить проигрыш в шахматах?

На этот вопрос и ряд других, таких как: как влияет на психику детей повальное увлечение гаджетами – всегда ли это отрицательно? Как мотивировать ребенка на заботу о родителях? Как воспитать у детей любовь к порядку? – отвечает педагог, основатель школы «Апельсин», директор Института Неформального образования INO, известный блогер и отец троих детей Дима Зицер в статье «Не мучайте, ладно?»

Первый вопрос, который возникает у заботливых родителей:  Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам  эта полезная, увлекательная  игра?

Отвечу так: чем раньше, тем лучше! Шахматы – это игра, позволяющая познакомить дошкольников к скорейшему и успешному постижению школьных дисциплин, особенно это касается точных наук

Экспериментально подтверждено, что дети,  вовлеченные в волшебный мир шахмат в детсадовском возрасте, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам, и даже быстрее и качественнее делают домашние задания. Замечено, что  шахматы очень благотворно влияют  на подготовку к школе.

Детсадовская пора когда-то закончится, и на смену детским играм придут серьёзные школьные занятия. 

Есть, как минимум, три причины для занятия шахматами именно в дошкольном возрасте.

  1. Ранний старт оправдан, если мы хотим вырастить из ребёнка чемпиона. Многие великие шахматисты начали постигать азы древней игры довольно рано. Судите сами. Х.Р.Капабланка и А.Карпов познакомились с шахматами в 4 года, Н.Гаприндашвили и Г.Каспаров – в 5 лет, В.смыслов и Б.Спасский – в 6, А.Алёхин и М.Таль – в 7.
  2. Впрочем, не все дети, кого увлечёт шахматная игра, станут чемпионами. Поэтому гораздо важнее вторая причина раннего знакомства с шахматами – желание вырастить гармонично развитую личность. Не случайно охотно проводили за шахматной доской А.Пушкин и М.Лермонтов, И.Тургенев и Л.Толстой.

Игра в шахматы решает сразу несколько задач:

Познавательную: расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы и выяснять закономерности;

развивает изобретательность и творческое мышление. Учит ориентироваться на плоскости.

Воспитательную: вырабатывает целеустремлённость, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребёнок, обучающийся шахматам, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решение, бороться до конца, правильно переживать неудачи.

Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям

Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, усидчивее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

И, конечно же, шахматы   открывают дорогу к творчеству детям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

И, наконец, шахматы могут составить серьёзную конкуренцию отрицательному воздействию на психику ребёнка компьютерных игр – этому бичу нашей современности, и, что особенно важно, происходит это не путём запретов со стороны взрослых, а вследствие естественного интереса к захватывающей игре.