Педагоги Саткинского района принимают активное участие во Всероссийском конкурсе, который проводит Министерство образования РФ совместно с РШФ.

Специалисты шахматных образовательных проектов Саткинского района представят на суд жюри разработки программ развития шахмат в детских садах и школах, включая организацию учебной работы, внеурочной деятельности, мероприятий и соревнований, а также уроки шахмат, рабочие планы, сценарии шахматных праздников, мероприятий внеклассной работы, дизайны оформления шахматных кабинетов.

Основная задача педагогического шахматного сообщества района – всестронне и наиболее полно представить шахматную образовательную систему, которую удалось выстроить ШК «Вертикаль» Управлением образования за 14 лет.

8 февраля участники конкурса встретились в ШК «Вертикаль» для обсуждения текущих вопросов и разработки структуры общей презентации для конкурса.

8 февраля в шахматном клубе «Вертикаль» педагоги детских садов и школ Саткинского района – участники проекта «Шахматный всеобуч» встретились на «круглом столе».
На повестке дня – итоги реализации шахматных проектов за первую половину учебного года. Педагоги рассказали о том, как продвигается шахматная деятельность в их образовательных учреждениях, говорили как о позитивном опыте, так и о трудностях, с которыми они сталкиваются в ходе учебного процесса, делились своими наработками. Озвученные педагогами вопросы, проблемы без внимания не остались – тут же, на семинаре, в ходе совместного обсуждения находись пути их решения.
Также на мероприятии прошло обсуждение темы участия во Всероссийском конкурсе «Шахматный всеобуч». Заявку на участие в нем подали свыше 20 педагогов Саткинского района, и в настоящее время идет очень активная работа по созданию методических разработок.
В целом, «круглый стол» прошел плодотворно, позитивно, в ключе дальнейшего перспективного развития шахматного образовательного движения.

Тихо летят паутинные нити.
Солнце горит на оконном стекле.
Что-то я делал не так;
извините: жил я впервые на этой земле.
Я ее только теперь ощущаю.
К ней припадаю.
И ею клянусь...
И по-другому прожить обещаю.
Если вернусь...
Но ведь я не вернусь.

Ровно год назад, 17 января 2017 года перестало биться сердце доброго, душевного человека, замечательного специалиста, большого подвижника шахматного образования Тамары Константиновны Фесенко.

Тамара Константиновна, будучи директором учебно-методического объединения «Духовное возрождение» г. Обнинск Калужской области, издателем УМК «Шахматы – школе» на протяжении долгих лет добивалась, чтобы шахматы стали обязательной дисциплиной в начальной школе. Она рассматривала урок шахмат как пропедевтику математики, верила в идею возрождения отечественного образования при помощи шахмат, обращалась во всевозможные инстанции, стучалась в закрытые двери.

Ее энергии можно было по-доброму завидовать - это была величайшая труженица, способная работать по 18 часов в день, отводя на сон лишь малую толику времени. Отдавала бескорыстному труду на благо нашей Родины всю энергию, все силы и была верна своей идее до самого последнего вздоха.

И мы счастливы, что имели возможность общаться с ней. Помним ее приезд на международную научно-практическую конференции в Сатку в августе 2011 году, ее доброжелательность, неутомимость, требовательность к себе и другим, ее высочайший уровень профессионального мастерства.

Светлая память Тамаре Константиновне Фесенко.

Уважаемые педагоги общеобразовательных проектов - «Шахматный всеобуч» и «Шахматы для общего развития», а также тренеры по шахматам, реализующие систему шахматного образования на уровне начального общего образования!

Российская шахматная федерация приглашает вас принять участие в проекте «Шахматный всеобуч в России».

Конкурс направлен на развитие творческой деятельности педагогов, ведущих занятия по шахматам в школах и в системе дополнительного образования, поддержку новых технологий обучения шахматам, рост профессионального мастерства шахматных педагогов и распространение передового опыта лучших преподавателей шахматного всеобуча.   
              
Цель конкурса в выявлении, поддержке и поощрении лучших учителей, педагогов дополнительного образования и тренеров, организующих шахматный всеобуч в школах России. 

Задачи конкурса: выявить лучшие практики ведения уроков шахмат, шахматных занятий в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, определить лучшие разработки учебно-методических комплексов для начальной школы (модули «Шахматы» в предметных областях «Физическая культура», «Математика/Информатика»); провести широкое обсуждение передового опыта; создать общедоступную базу электронных версий передовых методик по шахматам. 

Конкурс проводится в период с 15 декабря 2017 г. по 15 марта 2018 г.

Замечательный подарок устроил ШК «Вертикаль» для участников проекта «Шахматный всеобуч» и детей, занимающихся шахматами в группах у тренеров – два дня, 20 и 21 декабря для них проходило новогоднее представление «Лохматый Новый год».

В этот раз кроме развлекательных веселых конкурсов, песен и зажигательных танцев с Дедом Морозом, Снегурочкой и жизнерадостным далматинцем Маршалом из любимого детьми мультфильма «Щенячий патруль» в программу праздника было включено и награждение победителей конкурса лучших рисунков на шахматную тему, который проводил ШК «Вертикаль» с ноября по декабрь.

Учащиеся школ и воспитанники детских садов охотно откликнулись на призыв ШК «Вертикаль» к участию в конкурсе рисунков на шахматную тему – на суд жюри было представлено 283 работы.

В конкурсе приняли участие 15 школ и 9 дошкольных учреждений района. Так как практически каждая представленная работа достойна внимания, то определить победителей было сложно.

В итоге 1 место среди школ разделили сразу два учреждения – МКОУ СОШ № 66 п. Бердяуш (преподаватель шахмат – Гарифуллина Марина Валиахметова) и МБОУ СОШ № 4 (преподаватель шахмат – Лоскутова Ксения Максимовна)

На втором месте – МБОУ СОШ № 40 (преподаватели шахмат – Цепилова Е.Т, Абдрахманова Е.Г, Курникова О.В, Файзуллина О. В., Глухова О.В., Хайбулин И.Р.), на третьем – МКОУ СОШ № 10 (преподаватели шахмат - Григорьева М.Л. и Вакилова С.Ф.).

Среди детских садов места распределились следующим образом:
1 место МАДОУ ЦРР - д/с № 48 (преподаватель шахмат - Мухина Я.С.)
2 место – МБДОУ Д/С № 46 (преподаватель шахмат - Белоногова С.Г.)
3 место – МКДОУ Д/С№ 10 (преподаватель шахмат – Черепанова С.А.)

17 ноября Сатку посетил вице-президент Федерации шахмат Свердловской области Альберт Степанян.

Цель визита – поближе ознакомиться с той шахматной системой, которую удалось со временем выстроить шахматному клубу «Вертикаль» – Пирамидой успеха, в основании которой лежат шахматные образовательные проекты – «Шахматный всеобуч» и «Шахматы для общего развития»; верхушка строения – школа высшего спортивного мастерства.

Так как особый интерес у гостя вызвала тема шахматного образования – самая актуальная на сегодняшний день в России – и в результате визита ему хотелось получить максимально конкретные ответы на большое количество вопросов, касающейся этой темы, как то: по какой методике занимаются педагоги, одобрена ли эта программа Министерством образования РФ и насколько она сложна для педагогов, вступивших в реализацию проекта впервые, каким образом лучше выстроить шахматные уроки и занятия в детских садах, какие методы и приемы можно применять, чтобы процесс был наиболее эффективен, как выстроить наиболее конструктивное взаимодействие между образовательной и спортивной системой, чтобы в итоге в выигрыше были все, и т.д., – то для него была организована программа, в которую вошли открытый урок по шахматам в школе № 5, который провела Миля Муксимова – педагог с большим опытом шахматной работы, встреча с кураторами общеобразовательных шахматных проектов – Ладой Титовой и Оксаной Глуховой, а также посещение детского сада № 46, где вице-президент шахматной федерации не только воочию увидел Шахматное королевство, в котором проходят шахматные занятия, но и пообщался с преподавателем шахмат Светланой Белоноговой, работающей в проекте около 14 лет и знающей практически все о шахматах для дошколят.


Визит завершился долгой и конструктивной беседой с исполнительным директором ШК «Вертикаль», председателем Ассоциации региональных шахматных федерация УФО Амиром Гилязовым, которая состоялась в шахматном клубе.

15 ноября в ШК «Вертикаль» состоялась онлайн-конференция с автором УМК «Шахматы-школе» Игорем Сухиным. Мероприятие очень ждали, готовились к нему заранее – был составлен перечень вопросов, ответы на которые педагоги и тренеры по шахматам хотели услышать из уст главного методолога шахматного образования в РФ.

Вопросы касались как общей картины развития шахматного образования в стране, сложившейся на сегодняшний день, так и тех ситуаций, которые возникают в ходе преподавания шахмат и требуют правильного разрешения со стороны педагога; были вопросы и по самой методике.

Конференция прошла в теплой, дружеской обстановке, оставила очень приятные впечатления; были затронуты самые острые, актуальные вопросы, на каждый из которых Игорь Георгиевич дал подробный, обзорный, исчерпывающий ответ. Поделился с аудиторией и своими дальнейшими творческими планами, которые собирается воплотить в жизнь в самое ближайшее время.

Игорь Сухин дал высокую оценку 14-летней работе саткинских педагогов, посоветовал им не останавливаться на достигнутом, развиваться дальше, что Сатка и делает – с 2016 года ее опыт шахматного образования начал распространение по Южному Уралу, и в настоящее время шахматы введены в образовательные учреждения 28 муниципальных образований Челябинской области.

Вот что пишет о встрече сам Игорь Сухин: «Сегодня с 13.00 по 14.00 прошла моя скайп-конференция с педагогическом активом Сатки, организованная Шахматным клубом «Вертикаль». Мне было задано много очень важных и интересных вопросов. Особый интерес вызвал первый вопрос: «В последнее время Россию буквально всколыхнул интерес к шахматам. Министр образования Ольга Васильева неоднократно высказывалась о том, что школьное шахматное образование является одним из лучших инструментов для развития интеллектуальных возможностей ребенка и должно присутствовать в каждой российской школе».

Продолжение в статье на сайте http://chess555.narod.ru/

15 ноября 2017: Москва – Сатка (Челябинская область): Сегодня с 13.00 по 14.00 прошла моя скайп-конференция с педагогическом активом Сатки, организованная Шахматным клубом "Вертикаль". Мне было задано много очень важных и интересных вопросов. Особый интерес вызвал первый вопрос: "В последнее время Россию буквально всколыхнул интерес к шахматам. Министр образования Ольга Васильева неоднократно высказывалась о том, что школьное шахматное образование является одним из лучших инструментов для развития интеллектуальных возможностей ребенка и должно присутствовать в каждой российской школе. Почему возник вдруг такой интерес на уровне верхушек власти? Значит ли это, что пришло понимание, что та традиционная модель образования, к которой мы привыкли, нацелена больше на получение знаний, а не на формирование личностных навыков. И очень ценным средством для развития таких навыков выступают шахматы?" Мой ответ был таким: И.Г.Сухин: "Отличный вопрос! Повторю ключевой вопрос: Почему возник вдруг такой интерес на уровне верхушек власти? Начну издалека. В 1993 году Министерство образования России само предложило мне разработать шахматный школьный курс, в результате которого и появился Федеральный курс "Шахматы – школе" ориентированный на решение одной из фундаментальных целей начальной школы – развитие у детей способности действовать "в уме". Но долгое время реальный процесс продвижения шахмат в общеобразовательную школу был вялотекущим. В 2003 году Председатель детско-юношеской комиссии Российской шахматной федерации великий тренер Юрий Сергеевич Разуваев предложил мне возглавить подкомиссию "Шахматы и образование", и я принял это предложение. Отмечу, что также в 2003 году у вас в Сатке стартовали шахматные проекты, причём, что случается крайне редко в России, они начались именно как научные проекты, ориентированные на развитие у детей способности действовать "в уме". Само по себе это уже бесценно, и вызывает не только одобрение, но и уважение. Разумеется, во всём этом огромная заслуга принадлежит Амиру Мансуровичу Гилязову и всему руководству Саткинского муниципального района… Продолжу. Примерно через год, в 2004 году, в РШФ была создана отдельная комиссия "Шахматы и образование" во главе с многократным чемпионом мира Анатолием Евгеньевичем Карповым. Но и после этого реальный процесс продвижения шахмат в общеобразовательные школы России в целом оставался вялотекущим. Так почему же, сегодня, как говорится "прорвало"? Дело в том, что и московской, и российской шахматной федерации захотелось иметь другой шахматный курс, заточенный не на образовательную цель, а на спортивно-соревновательную. Я узнал об этом в 2013 году, когда через третьих лиц из московской шахматной федерации ко мне поступило предложение войти в коллектив авторов нового школьного курса "Шахматы в школе". Я ответил, что это было бы: и неэтично по отношению к моему замечательному издателю – "Духовному возрождению", и не имеет смысла, так как добротный курс "Шахматы – школе" уже написан и очень неплохо себя чувствует. Вскоре выяснилось, что первичный учебно-методический комплект первого года обучения "Шахматы в школе" был в 2014 году издан в сжатые сроки и сразу же подарен В.В.Путину и Д.АМедведеву. Но и в этот момент время шахмат ещё не пришло. Дело в том, что система образования требует не отдельный учебник или УМК, а полную линейку. В конце 2016 года в противовес моему курсу "Шахматы – школе" такая линейка УМК курса "Шахматы в школе" на все 4 года была написана, и в начале 2017 года – издана. И именно после этого Кирсан Николаевич Илюмжинов пошёл в Министерство образования и науки, подарил Министру новую линейку УМК и уверил, что впервые в России издан шахматный курс, причём очень лёгкий для преподавания учителями начальных классов. Вот с этого-то момента в СМИ и пошла мощнейшая волна! И сегодня можно наблюдать как всем школам России правдами и неправдами навязывают именно новый курс "Шахматы в школе" и замалчивают информацию о том, что курс И.Г.Сухина "Шахматы – школе" полностью отвечает всем требованиям современных ФГОС, многократно апробирован и любим учителями. Поэтому остаётся только строить догадки о том, почему руководству страны не был хотя бы показан мой курс "Шахматы – школе". Вывод напрашивается сам собой – для центральных шахматных федераций важен не урок шахмат для реального развития мышления детей, а – пропихнуть в школы свой наспех скроенный продукт на эту тему. Поэтому всё и делалась ими в страшной спешке. Более того, по курсу-проекту "Шахматы в школе" для учителей начальных классов в Москве курсы повышения квалификации по всех четырём модулям-годам обучения были проведены по-стахановски, менее чем за год – все они прошли в 2017 году. А ведь известно, что этого делать нельзя – сначала следует провести курсы по первому году обучения, потом учитель должен год попреподавать, и только через год он будет готов к восприятию материала второго года. И так далее. То есть, 4 модуля можно провести только за 4 года, а не за один. Такие дела. Отсюда понятно, какое получилось качество и учебных материалов и курсов повышения квалификации. Спешка у них была такая, что даже пособия, которые называются "Методические рекомендации" для всех четырёх лет издали на газетной бумаге, а в учебниках черные фигуры на чёрных полях практически не видны".


Л.В.Титова, методист по шахматному образованию, г.Сатка.

Уважаемые педагоги, предлагаем вашему вниманию два очень содержательных материала:

Игорь Сухин: «Учиться на одни пятерки»,
где в интервью с Владимиром Барским Игорь Сухин подробно рассказывает о своей методике:

http://chesspro.ru/_events/2007/suhin.html

Юрий Разуваев: «Как развивать интеллект»
гроссмейстер, заслуженный тренер России блестяще объясняет, что такое внутренний план действий и почему его необходимо формировать в детском возрасте:

http://chesspro.ru/_events/2007/razuvaev2.html