Программа школьных каникул для учителей шахмат осенью 2019 года была насыщенной, но, как всегда, увлекательной и познавательной. На базе шахматного клуба прошли мероприятия по повышению шахматного мастерства: круглый стол «Шахматы как инструмент для развития: рефлексивно-деятельностный подход» (автор подхода: научный руководитель проекта «Шахматы для общего развития», к.психол.н., профессор МГППУ В.К. Зарецкий) и обучающие занятия шахматной игре с тренером  В.А. Богачевым.   Виктор  Алексеевич  провел  три занятия для специалистов образовательных учреждений, во время которых поделился проверенными методиками обучения детей и описал принципы поэтапной организации работы над совершенствованием шахматной грамотности воспитанников. 

                        

     

В работе круглого стола приняли участие ведущие: соавторы методики «Шахматы для общего развития» (руководитель одноименного проекта, исполнительный директор ШК «Вертикаль» (Фонд),  мастер  ФИДЕ по шахматам А.М. Гилязов и куратор проекта, психолог О.В. Глухова) и методист по начальному школьному и дошкольному шахматному образованию Л.В. Титова.

Круглый стол проходил в форме методического диалога и обсуждения возможности применения технологий рефлексивно-деятельностного подхода (далее РДП) на занятиях шахматами. Ведущие педагоги проекта «Шахматы для общего развития» рассказали об эффективности таких методов, как организация рефлексивного обсуждения с учениками игровых шахматных моментов, как поддержка ребенка в его способности к самостоятельным решениям, как выстраивание отношений сотрудничества учителя и ученика.

 

 

 

Организатором Конкурса является Общероссийская общественная организация "Федерация шахмат России" при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.

Руководителем конкурса выступает Александр Николаевич Костьев, руководитель подкомиссии ФШР "Шахматное образование".

Цели Конкурса:

1. Выявление талантливых учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования по шахматам.

2. Повышение социального статуса педагогов.

3. Повышение престижа профессии педагогов.

4. Распространение инновационного педагогического опыта.

Конкурс проводится с 11 февраля 2019 в два этапа. На первом этапе определяется не более десяти Финалистов Конкурса в каждой номинации. Финальная часть Конкурса представляет собой процедуру открытого голосования в период с 1 сентября до 15 октября. Работы будут размещены на сайте ФШР для ознакомления шахматной и учительской общественности и начала голосования в соответствии с Положением о конкурсе.

Миля Юрьевна представила свой многолетний опыт в области преподавания шахмат по проекту В.К. Зарецкого, А.М. Гилязова "Шахматы для общего развития". Это не просто проект, а авторская отработанная и апробированная методика обучения шахматам с целью общего развития детей, начиная с возраста 7-8 лет.

 

Поздравляем Милю Юрьевну!!!

На прошлой неделе в оздоровительном комплексе «Дагомыс», г. Сочи с 3 по 5 июня 2019 года проходила Международная конференция «Шахматы в школах в России и в мире». Организаторы: Российская шахматная федерация, Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко. Цель проведения конференции: подведение итогов реализации шахматных образовательных проектов в 2018/19 учебном году, а также стимулирование развития профессиональной коммуникации между шахматными энтузиастами.

Участие в работе конференции принимали более 70 специалистов из России и стран ближнего и дальнего зарубежья: Армении, Болгарии, Бразилии, Испании, Монголии, Республики Намибия, Словацкой Республики, Франции и Чехии.

В последний майский день необычное итоговое занятие по шахматам прошло в отделении ШК «Вертикаль» в школе № 40 – точнее, во дворе. Дети стали живыми фигурами и воспроизводили на открытом поле все действия игроков на обычной доске.

В решающей партии сразились Виктор Таболин (школа № 5) и Ульяна Рябинина (школа № 40) – победители внутриклассных турниров по круговой системе.

Их одноклассники, хоть и примерили роли безмолвных чёрных и белых фигур, старались всячески поддержать товарищей, анализировали всевозможные комбинации ходов.

Соперники оказались равными по уровню мастерства – партия длилась больше часа, к концу у них осталось примерно одинаковое количество равноценных фигур. Школьникам предложили согласиться на ничью, но они решили бороться до конца. Тем не менее, оставшиеся 10 минут партии так и не смогли определить победителя. И главный арбитр соревнования, кандидат в мастера спорта по шахматам Оксана Муксимова, зафиксировала ничью.

Всем участникам необычного урока вручили дипломы и призы, а завершилось встреча дружеским чаепитием.

Все школьники – ученики второго года обучения по проекту «Шахматы для общего развития». Руководитель проекта – профессор факультета консультативной и клинической психологии Московского психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук, Виктор Зарецкий.

Занятие совместно организовали педагоги Оксана Файзуллина из школы № 40 и Миля Муксимова из школы № 5, а также куратор проекта «Шахматы для общего развития», психолог ШК «Вертикаль» Оксана Глухова.

Анна Голенко
«Саткинский рабочий»

Мы продолжаем разговор о программе «Шахматы для общего развития» Виктора Кирилловича Зарецкого, вот уже 15 лет успешно реализующейся на территории Саткинского муниципального района по инициативе и при поддержке  президента ООО «Группы Магнезит» Сергея Павловича Коростелёва.

В чём главная идея цикла статей о проекте? Эта история абсолютно просветительская: рассказать о том, как создавалась программа, менялись её составляющие, развивались фундаментальные идеи и, к каким результатам удалось прийти...

Следующий этап реализации «проекта Зарецкого» – 2005 год – с итогами первого года обучения, с данными об организации системы мониторинга и её впечатляющих результатах, а также с историями об участниках и событиях июня 2005 года.