Организатором Конкурса является Общероссийская общественная организация "Федерация шахмат России" при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.

Руководителем конкурса выступает Александр Николаевич Костьев, руководитель подкомиссии ФШР "Шахматное образование".

Цели Конкурса:

1. Выявление талантливых учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования по шахматам.

2. Повышение социального статуса педагогов.

3. Повышение престижа профессии педагогов.

4. Распространение инновационного педагогического опыта.

Конкурс проводится с 11 февраля 2019 в два этапа. На первом этапе определяется не более десяти Финалистов Конкурса в каждой номинации. Финальная часть Конкурса представляет собой процедуру открытого голосования в период с 1 сентября до 15 октября. Работы будут размещены на сайте ФШР для ознакомления шахматной и учительской общественности и начала голосования в соответствии с Положением о конкурсе.

Миля Юрьевна представила свой многолетний опыт в области преподавания шахмат по проекту В.К. Зарецкого, А.М. Гилязова "Шахматы для общего развития". Это не просто проект, а авторская отработанная и апробированная методика обучения шахматам с целью общего развития детей, начиная с возраста 7-8 лет.

 

Поздравляем Милю Юрьевну!!!

На прошлой неделе в оздоровительном комплексе «Дагомыс», г. Сочи с 3 по 5 июня 2019 года проходила Международная конференция «Шахматы в школах в России и в мире». Организаторы: Российская шахматная федерация, Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко. Цель проведения конференции: подведение итогов реализации шахматных образовательных проектов в 2018/19 учебном году, а также стимулирование развития профессиональной коммуникации между шахматными энтузиастами.

Участие в работе конференции принимали более 70 специалистов из России и стран ближнего и дальнего зарубежья: Армении, Болгарии, Бразилии, Испании, Монголии, Республики Намибия, Словацкой Республики, Франции и Чехии.

В последний майский день необычное итоговое занятие по шахматам прошло в отделении ШК «Вертикаль» в школе № 40 – точнее, во дворе. Дети стали живыми фигурами и воспроизводили на открытом поле все действия игроков на обычной доске.

В решающей партии сразились Виктор Таболин (школа № 5) и Ульяна Рябинина (школа № 40) – победители внутриклассных турниров по круговой системе.

Их одноклассники, хоть и примерили роли безмолвных чёрных и белых фигур, старались всячески поддержать товарищей, анализировали всевозможные комбинации ходов.

Соперники оказались равными по уровню мастерства – партия длилась больше часа, к концу у них осталось примерно одинаковое количество равноценных фигур. Школьникам предложили согласиться на ничью, но они решили бороться до конца. Тем не менее, оставшиеся 10 минут партии так и не смогли определить победителя. И главный арбитр соревнования, кандидат в мастера спорта по шахматам Оксана Муксимова, зафиксировала ничью.

Всем участникам необычного урока вручили дипломы и призы, а завершилось встреча дружеским чаепитием.

Все школьники – ученики второго года обучения по проекту «Шахматы для общего развития». Руководитель проекта – профессор факультета консультативной и клинической психологии Московского психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук, Виктор Зарецкий.

Занятие совместно организовали педагоги Оксана Файзуллина из школы № 40 и Миля Муксимова из школы № 5, а также куратор проекта «Шахматы для общего развития», психолог ШК «Вертикаль» Оксана Глухова.

Анна Голенко
«Саткинский рабочий»

Мы продолжаем разговор о программе «Шахматы для общего развития» Виктора Кирилловича Зарецкого, вот уже 15 лет успешно реализующейся на территории Саткинского муниципального района по инициативе и при поддержке  президента ООО «Группы Магнезит» Сергея Павловича Коростелёва.

В чём главная идея цикла статей о проекте? Эта история абсолютно просветительская: рассказать о том, как создавалась программа, менялись её составляющие, развивались фундаментальные идеи и, к каким результатам удалось прийти...

Следующий этап реализации «проекта Зарецкого» – 2005 год – с итогами первого года обучения, с данными об организации системы мониторинга и её впечатляющих результатах, а также с историями об участниках и событиях июня 2005 года.

   Проект «Шахматы для общего развития» – не совсем обычный эксперимент. В нём изначально заложены передовые взгляды из разных областей человеческого знания: из педагогики – применение рефлексивно-деятельностного подхода, психология зафиксировала создание Многовекторной модели ЗБР, шахматы определили спортивную составляющую этого процесса. Смело можно сказать, что аналогов такого опыта нет ни у одного из малых городов России. Взять хотя бы изначальную задумку – использовать шахматы как инструмент для развития ребёнка [Разуваев Ю.С., Зарецкий В.К. Шахматы для общего развития. //Мир детства. – №3. – 2004. – 31-36 с.].

   Идея изначально не новая – тренировать детей в стратегии и тактике борьбы, быть внимательными и научиться продумывать свои ходы на несколько шагов вперёд. Создатели же конкретно этой методики преподавания задумали развивать способности детей, опережающие их возрастные возможности, в частности, раннее формирование умения действовать в уме (вместо возрастной границы в 10 – 11 лет ее формирование вполне возможно в 8 – 9 лет). Быстрое становление этого умения влечет за собой эффективное вырабатывание ребенком жизненных целей и умение им следовать [Зарецкий В.К. Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего развития» //Вопросы психологии. – № 6. – 2008. – 13-25 с.].

   Это и стало своеобразной отправной точкой для появления методики «Шахматы для общего развития» в начальной школе. Авторы идеи: член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, КМС по шахматам, Никита Глебович Алексеев, международный гроссмейстер по шахматам Юрий Сергеевич Разуваев и профессор Факультета консультативной и клинической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук, Виктор Кириллович Зарецкий.

 

 

 

Авторы проекта А.М. Гилязов, Ю.С. Разуваев, В.К. Зарецкий

 

   По инициативе и при поддержке  президента ООО «Группы Магнезит» Сергея Павловича Коростелёва ведущие организации района: Администрация Саткинского муниципального района, ООО «Группа Магнезит», МКУ «Управление образования» содействовали разработке и реализации передовых идей. Деятельность по созданию новой методики преподавания шахмат, отвечающей требованиям современной действительности, стала возможной благодаря тому, что в Шахматном клубе «Вертикаль» создана мощная кадровая, материально-техническая и информационно-образовательная база.

   Аналогов такой методики ни в России, ни за рубежом в 2004 году не  существовало. Именно поэтому в начале учебного года команда участников проекта «Шахматы для общего развития» с энтузиазмом приступила к работе. И уже в конце мая были получены ощутимые результаты, свидетельствующие о положительном влиянии применения новых разработок на раннее формирование способности действовать в уме, а также интеллектуальное и личностное развитие.