29 апреля педагог школы № 10 Марина Леонидовна Григорьева в рамках конкурса проводила мастер-класс под названием «Использование занимательного материала при обучении детей шахматам».
Марина Леонидовна - педагог, который имеет успешный опыт в реализации обоих шахматных проектов Саткинского района – «Шахматный всеобуч» и «Шахматы для общего развития», и за годы обучения детей шахматам накопила в своей педагогической копилке немало ценного материала, с которым, впрочем, она с удовольствием делится с коллегами – регулярно проводит открытые уроки для преподавателей шахмат из других школ. Деятельность преподавателя не раз была отмечена ШК «Вертикаль», а в 2014 году М. Л. Григорьева стала победителем районного конкурса профессионального мастерства среди преподавателей шахматных проектов.

В этот раз педагог поставила перед собой более сложную задачу - не просто провести показательное занятие, а рассказать о том, как она выстраивает учебный процесс в течение года, рассмотреть его поэтапно, причем остановиться на каждом из них отдельно, а также поделиться своими педагогическими находками, которые нацелены на то, чтобы сделать процесс обучения шахматам наиболее оптимальным. Все приемы, показанные на мастер-классе, апробированы ею не раз и обладают большой эффективностью.
В качестве учеников на уроке – педагоги школы во главе с директором Мариной Борисовной Лебедевой. В качестве ассистента – преподаватель по шахматам Светлана Федоровна Вакилова - еще один преподаватель всеобуча в этой школе. (С.Ф.Вакилова также очень сильный педагог, ведущий активную шахматную деятельность по всем направлениям, в том числе и с родителями).
Занятие Марины Леонидовны – игровое. Вообще использование различных сказок, игр, загадок, стихов для неё в приоритете. Педагог уверен, что в обучении шахматам занимательный материал играет первостепенную роль. Поэтому каждое свое занятие всегда начинает с рисунков – дети ставят точки, ориентируясь на адрес поля, затем точки соединяются вместе и получается интересное изображение какого-нибудь предмета или животного.
Игр на своих уроках она использует много, часть из них – наиболее, по ее мнению, эффективных, были отработаны на уроке. Для неё шахматы – не просто фигуры, они - живые существа: их можно не только потерять, но и найти (интересный педагогический подход: потерявшиеся фигуры размещаются в самых неожиданных местах класса, а дети их находят. В этом приеме тесно переплетаются обучающая и динамическая деятельность, к тому же, если учесть восторг детей, который они испытывают при нахождении фигур, то получается удачное педагогическое решение). Педагог на своем опыте знает также, что дети хорошо запоминают фигуры и через тактильные ощущения, на ощупь – для этого у нее есть специальная открытая Волшебная шкатулочка, а также через игру «Кто оставил след?» и др.
Особое оживление на занятии вызвала инсценировка сказки «Шахматная репка». На мой взгляд, это очень полезная вещь для закрепления ценности шахматных фигур. Дети – «живые фигуры» - выстраиваются в порядке очередности - от более ценной к менее. Благодаря положительным эмоциям, которые испытывают ученики, выступая в роли той или иной фигуры, сложный материал по этой теме усваивается без труда.

Педагог считает, что в конце каждого урока очень важно отследить настроение ребенка. Выставленный им смайлик служит для неё ориентиром в подготовке к следующему занятию. К слову, в конце мастер-класса демонстрационная доска сплошь сияла солнышками, которые выставили присутствующие на мастер-классе.

Вообще, в данной школе к шахматам отношение особое. Здесь четко прослеживается тесная связь педагогов по шахматному всеобучу с работающим в школе тренером ШК «Вертикаль» Игорем Анатольевичем Баженовым. Благодаря этому добротной шахматной деятельностью в учебном заведении охвачены все классы – от младших до старших ; не остаются в стороне от шахмат и родители – проводятся семейные мероприятия, турниры. Хорошую поддержку участники всеобуча получают и со стороны администрации – хотя директор Марина Борисовна сама в шахматы не играет, но очень хорошо понимает, насколько они важны в плане интеллектуального и общего развития ребенка.

Л.В.Титова, методист.