2_2010-201114 апреля 2011 г. в МОУ сош № 5 прошёл открытый урок по шахматам. Его проводила преподаватель проектов «Шахматный всеобуч» и «Шахматы для общего развития» учитель начальных классов школы № 5 Миля Юрьевна Муксимова.
Урок проходил в рамках семинара «Федеральные государственные стандарты начального общего образования второго поколения: система требований к образовательному процессу».
Занятие прошло на одном дыхании. Дети активно отвечали на поставленные вопросы, работали с раздаточным материалом, с интерактивной доской (игры «Сумо», «Посади короля на своё кресло»). Широко использовались игровые приемы, поэтому внимание детей не рассевалось. Новая тема, как показывает практика, достаточно сложная - «Оппозиция», но учитель излагал материал просто и доступно для детского понимания, без наукообразности.
Педагог на практике показала, как можно переносить принципы и приёмы развивающих занятий по шахматам на другие учебные дисциплины - шахматные задания сочетались с математическими (решение шахматных примеров) и с заданиями по русскому языку (написание и произношение словарного слова «оппозиция», пополнение словарного запаса).
В самом конце урока учитель подвела итоги и нацелила учеников на дальнейшую работу - рассказала о том, что им предстоит узнать на следующем уроке.

 

Заметки методиста ШК «Вертикаль» по ходу проекта

В 2011 году вопрос шахматного всеобуча в России будет стоять как никогда остро.
Поэтому педагогам шахматного всеобуча очень полезно ознакомиться с материалами по теме, опубликованными на сайте «Генезис». Вот, например, публикация: «О проблемах шахматного обучения дошкольников: Круглый стол в редакции "Шахматы в СССР"» (статья из журнала "Шахматы в СССР", 1980, №2). Из выступления на этом круглом столе Я.А. Пономарева, доктора психологических наук: «Каковы же особенности шахматной игры, благодаря которым она является универсальным в определенном смысле средством для умственного развития детей? Обучая ребенка игре в шахматы, помимо конкретной цели мы добиваемся и более значительного результата - у него формируется способность к действию в уме. В шахматной игре естественным образом осуществляется переход от действий с предметами, шахматными фигурами, их передвижением к действиям с представлениями об этих предметах, то есть во внутреннем плане. Формирующаяся новая способность, как это показали многочисленные исследования, переносится на иные сферы деятельности ребенка. Начав, к примеру, решать встающие в процессе шахматной игры задачи в плане манипуляции представлениями, он далее в этом же плане разрешает и другие задачи, поскольку сама эта способность имеет общий характер. Фактически ребенок в своем развитии переходит на новый этап».

10 октября 2010 г.

«В Минобрнауки считают, что шахматы могут быть включены в школьную программу, но только на добровольных началах. "Ввести обязательное шахматное образование невозможно. Не все дети способны к игре в шахматы. Это может быть введено только на добровольных началах, с учетом желания детей и их родителей", - вчера сообщила "Интерфаксу" начальник отдела департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России Валентина Березина».
Прочитав эти строки, задумалась. Права ли уважаемая Валентина Берёзина? Действительно, все ли дети способны научиться играть в шахматы? Наш опыт говорит о том, что - да, научить шахматным азам можно каждого ребёнка! Обучение сложной шахматной науки на уроках идёт через игру, поэтому даже ребята коррекционной школы - интернат 8-го вида успешно осваивают шахматную программу. К тому же учителя владеют целым набором методических приёмов и навыков, позволяющих заинтересовать каждого воспитанника с учётом его индивидуальных способностей. А ведь главная задача всеобуча как раз и состоит в том, чтобы привить интерес к шахматной игре. Грандиозной задачи вырастить чемпиона мы перед собой и не ставим...

С 1 октября 2010 г. в школах Саткинского района стартовали шахматные уроки. В этом году во всеобуче задействованы 22 школы и 22 детских сада Саткинского района. Учебный курс проводится на основе федерально-методического комплекта «Шахматы - школе» Игоря Сухина.

20 сентября 2010 г.
На установочном семинаре совместно с преподавателями всеобуча был составлен план работы на 2010-2011 учебный год. Даты проведения некоторых мероприятий будут еще корректироваться.

План работы по шахматному образовательному проекту «Шахматный всеобуч» на 2010-2011 учебный год.

Сентябрь-декабрь
1. Составление плана работы по всеобучу в детских садах и школах, решение организационных вопросов и вопросов с инвентарем (1-30 сентября).
2. Установочный семинар для преподавателей (16 сентября).
3. Обучающий семинар для новичков «Основы шахматной игры» (с 17 по 30 сентября). По окончании семинара - сдача зачета. Ответственные - методист ШК и тренер ШК С.П. Белоус.
4. Семинары, повышающие квалификацию учителей шахматного всеобуча (17-27 сентября). Ответственные - методист ШК и тренер ШК Е.В. Сомкин.
5. Курсы повышения квалификации на обучающем 2-хдневном семинаре А. Щетинина (ноябрь, каникулярное время).
6. Занятия по всеобучу - 2 часа в неделю (с 1 октября по 15 мая).
7. Кубок школ Сатки по шахматам с участием школ Саткинского района. К участию допускаются сборные команды учащихся школ с 1 по 4 классы (октябрь).

Январь - май
8. Конкурс «Папа, мама, я - спортивная семья» (январские каникулы).
9. Семинар на тему: «Шахматы - инструмент повышения интеллектуального уровня детей». Обмен опытом преподавания шахмат, проблематика (конец января).
10. Открытый урок в детском саду - начало февраля.
11. Открытый урок по шахматам в школе - начало февраля.
12. Конкурс поделок, рисунков, стихотворений, фотографий на шахматную тему - в два этапа: первый этап - отборочный, внутришкольный (1 -28 февраля); второй этап в ШК «Вертикаль» - среди лучших работ (1-30 марта).
13. Участие педагогов в турнире, посвященном дню 8 марта. Праздничное чаепитие.
14. Организация выставки лучших шахматных работ, оформление стенда с рисунками, фотовыставки (апрель, ШК «Вертикаль»).
15. Смотр-конкурс шахматных уголков (1-30 апреля).
16. Участие воспитанников детских садов и учащихся начальных классов в первенстве города среди детей до 8 лет (начало апреля).
17. Турнир среди школ и детских садов - участников шахматного всеобуча, личный и командный (середина-конец апреля).
18. Товарищеские встречи среди воспитанников детских садов и учащихся начальных классов, сеансы одновременной игры (май).
19. Шахматный Бал (конец мая).
В течение всего учебного года методист и тренер ШК «Вертикаль» посещают шахматные занятия в детских садах и школах, проводят осмотр шахматных уголков.

1_2010-201116 сентября в шахматном клубе «Вертикаль» состоялся установочный семинар для преподавателей шахмат в школах и детских садах Саткинского района. В этом году шахматный всеобуч введен в сетку занятий в 22 школах и 22 дошкольных учреждениях района. На семинаре был разработан план работы на 2010-2011 учебный год. Принято решение уделить более пристальное внимание работе с родителями, ввести в практику товарищеские матчи и сеансы одновременной игры.
В период с 17 по 30 сентября на базе клуба будут проведены обучающие занятия для учителей, впервые участвующих в проекте, а также курсы повышения квалификации для тех, кто проводит шахматные уроки уже не первый год, а таких преподавателей немало - ядро всеобуча составляют педагоги, стоящие у самых истоков: Муксимова Миля Юрьевна (шк. № 5), Черепанова Светлана Анатольевна (д/с № 10), Хусаинова Раиля Гафуровна (шк. п. Айлино), Лыкова Наталья Николаевна (д/с № 27), Гафарова Людмила Владимировна (д/с № 34), Белоногова Светлана Геннадьевна (д/с № 46), Гарифуллина Марина Валиахметовна (шк. № 66, п. Бердяуш), Галиханова Рамиля Карамовна (шк. № 13), Пономарева Галина Андреевна (шк. № 40), Волкова Лариса Вениаминовна (д/с № 16, г. Бакал), Валькова Наталья Викторовна (д/ с № 41), Кутлыева Инна Валерьевна (д/с п. Межевой), Калугина Евгения Олеговна (шк. п. Рудничный), Цепилова Елена Тимофеевна (шк. № 40) и другие.
В ноябре планируется провести 3-х дневные курсы повышения шахматной квалификации под руководством тренера из Челябинска Александра Щетинина, а в конце января учителя обменяются опытом работы на семинаре под названием: «Шахматы - инструмент повышения интеллектуального уровня детей».