Декабрь. Одиннадцатый месяц реализации регионального партийного шахматного проекта – самое время подвести первые промежуточные итоги с целью понять, в правильном ли направлении движемся, есть ли интерес к шахматному образованию со стороны детей, родителей, педагогов.
Шахматный всеобуч, зародившийся в Сатке в декабре 2003 года, в этом году открыл для себя новые горизонты и на сегодняшний день распространился на 14 территорий Челябинской области. Если перевести в цифры, то шахматные уроки проводятся в 179 классах и 108 дошкольных группах, охват – свыше 10 тысяч маленьких южноуральцев.

edu04

Шахматное движение постепенно набирает свои обороты: занятия в школах и детских садах на каждой из территорий начались с торжественных мероприятий, посвященных открытию регионального проекта. У кого-то они прошли достаточно скромно – в форме торжественных линеек, а кто-то организовал для ребят настоящий шахматный праздник. Самые яркие, запоминающиеся детские шахматные фестивали прошли в таких городах, как Снежинск, Копейск, Миасс – много поздравлений и подарков, пожеланий и напутственных слов от официальных лиц.

Хочется отметить, что педагоги всеобуча в большинстве своем – народ неугомонный, творческий – постоянно находятся в поиске новых и интересных решений. Едва вступив в проект, развернули активную шахматную деятельность – на территориях проводится большая разъяснительная работа о пользе шахмат среди родителей, проходят методические дни, круглые столы, открытые уроки, мастер-классы. Выделяются в этом плане Златоуст, Миасс, Чебаркуль, Катав-Ивановский район, Усть-Катав. Челябинская школа № 124 в рамках Всероссийского Фестиваля актуального научного кино представила стендовый доклад по теме: «реализация технологии шахматного всеобуча в рамках внеурочной деятельности посредством игры в шахматы», а также разместила информацию о проекте на образовательном сайте МБУ ДПО УМЦ в разделе инновационной деятельности: опорная площадка по реализации проекта «Темп: масштаб – город Челябинск». И это, на мой взгляд, замечательно, потому что шахматы отлично вписываются в проект Темп – образовательный проект совершенствования естественно-математического и технологического образования, который был разработан Министерством образования и науки региона в 2014 году.

Шахматы хорошо перекликаются со стратегической целью проекта – достижением конкурентного качества образования, ориентированного на потребности инновационной экономики и специфику рынка труда Челябинской области. Ведь не секрет, что область нуждается в грамотных и высокообразованных специалистах, и чтобы поднять экономику нужно иметь хорошо развитое пространственное мышление, способность думать на несколько шагов вперед – а ведь именно это и дает мудрая игра.

Помимо работы на территориях, в рамках реализации регионального проекта прошло два крупных выездных совещания: 25 октября и 27 ноября Сатка стала центральной обучающей площадкой для более ста педагогов области. Так как апробация проекта «Шахматный всеобуч» проходит по программе «Шахматы – школе» Игоря Сухина, кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника Института стратегии развития образования Российской академии образования, то саткинские специалисты поделились с коллегами своим опытом работы по этому УМК, постарались показать разнообразие педагогических приемов, которые используют в процессе обучения шахматам.

По программе Сухина (кстати, единственной из большого количества шахматных программ, существующих на сегодняшний день, которая имеет гриф: рекомендовано Министерством образования Российской Федерации) Сатка работает уже более 10 лет. Педагогам оказался близок сам подход автора к формированию умственных действий – базирование на научных разработках выдающихся психологов – Петра Гальперина и Яна Пономарева, акцент на планомерном и последовательном развитии фундаментальной способности действовать в уме. Шахматно-задачная технология, по которой построена программа, учитывает особенности развития ребёнка – возрастные, индивидуальные и дает ему возможность от урока к уроку нарабатывать свой собственный результат, приобретать свой собственный опыт. Несмотря на то, что в первую очередь УМК решает образовательные задачи, в ней также есть место и культуре, и спорту – такое корректное и гармоничное объединение всех шахматных составляющих. Нужно отметить, что саткинские педагоги, взяв УМК за основу, виртуозно дополняют его своими педагогическими наработками и в итоге уроки получаются очень насыщенными, интересными, занимательными. Все это не может не привлекать детей, родителей.

Конечно же, преподавателям, недавно начавшим шахматную образовательную деятельность, еще многому предстоит научиться, сейчас они стоят в самом начале большого пути. Но, как гласит восточная мудрость: «Дорога вырастает под ногами идущего», и каждый из них шаг за шагом – от урока к уроку будет подходить к более полному и четкому осознанию того, что ШАХМАТЫ – это невероятно эффективный инструмент для всестороннего развития ребенка, раскрытия его потенциала, личностных и творческих возможностей.

Лада Титова,
методист ШК «Вертикаль»,
куратор регионального партийного проекта
«Шахматный всеобуч»