30 марта в ШК «Вертикаль» состоялся семинар для педагогов шахматных образовательных проектов.

Такие мероприятия в шахматном клубе проходят на регулярной основе. Их цель – объединить усилия педагогов, дать им возможность рассказать о работе в своих учреждениях, обменяться опытом, совместно решить вопросы, возникающие в ходе преподавания шахмат.

На семинаре педагоги получили обширную информацию об общей ситуации по шахматному всеобучу в регионах РФ, о реализации регионального проекта партии «Единая Россия» «Шахматный всеобуч», в апробацию которого с начала этого учебного года вступили 13 территорий Челябинской области, а также ознакомились с разнообразными формами проведения шахматных уроков, направленных на максимальную активизацию мыслительной деятельности.

Одной из центральных тем обсуждения стало развитие способности действовать в уме при помощи шахмат.

Способность действовать в уме – фундаментальна. Это показатель общего развития психики человека, представляющий собой нерасторжимое единство нескольких высших психических функций: воображения, внимания, памяти и мышления. Наиболее интенсивно она развивается в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, когда закладывается механизм действия и ребенок, прежде чем что-то сделать или даже сказать, учится мысленно оценивать ситуацию.

Шахматные проекты в Сатке направлены в первую очередь на развитие этой способности: курс Игоря Сухина, по которому более десяти лет проходят обучение участники проекта «Шахматный всеобуч», базируется на трудах великих ученых: Петра Гальперина (теория поэтапного формирования умственных действий) и Якова Пономарева (работы о стадиях развития способности действовать в уме). Для второго саткинского проекта – «Шахматы для общего развития» эта способность является стержнем методики: автор идеи создания проекта российский ученый Никита Алексеев, в одной из своих работ написал: «Шахматы – это как бы самим Богом созданный материал для развития способности действовать в уме. Чтобы играть в шахматы (не передвигать фигуры по доске, а именно играть), необходимо обладать способностью делать шахматный ход мысленно, т.е. в уме. Обучаясь шахматам, ребенок может – при определенных условиях – эту способность развить». И первоочередная задача саткинских педагогов – такие условия ребенку создать, рассматривать за шахматами целенаправленную, долгую, кропотливую работу, и постепенно, от урока к уроку формировать умственные действия у своих подопечных.

 Так как эта тема – развитие способности действовать в уме – актуальна, многогранна и требует полного осмысления и всестороннего изучения, то педагогам было предложено подготовить презентацию на тему: «Мой личный опыт использования шахмат для развития способности действовать в уме». Эти презентации будут представлены на установочном семинаре, который состоится в начале следующего учебного года.

Л.В.Титова