Едем к месту встречи. За окном улицы Москвы. Погода +26 , что для нас, жителей Южного Урала, еще непривычно.

korolev01

А вот и столица Российской космонавтики – Королев, крупнейший наукоград России.

korolev02

Вот здесь, в Доме культуры, и будет проходить совещание по вопросам внедрения обучения шахматной игре в образовательный процесс.

korolev03

Кроме нас, саткинцев, в семинаре принимают участие представители городской Администрации, директора королевских школ и учебно-методического образовательного центра города, а также заместитель министра энергетики РФ Антон Инюцын (на фото крайний слева).

korolev04

После того, как мы рассказали о нашем 11-тилетнем опыте реализации общеобразовательных проектов в Саткинском районе, присутствующие в зале задали нам массу интересующих вопросов.

korolev05

Руководитель Администрации городского округа Королёв Юрий Копцик остался доволен встречей и в заключительной речи отметил, что присутствующие взяли для себя очень много ценного; семинар прошел плодотворно, в позитивном ключе, и пообещал, что в скором времени город космонавтики будет славиться еще и шахматными образовательными достижениями.

korolev06

Ну а мы, в свою очередь, высказали слова благодарности за теплый прием и готовы в дальнейшем оказывать необходимую поддержку на всех этапах реализации шахматного всеобуча в школах гостеприимного города Королёв.

korolev07

Л.В.Титова, методист ШК «Вертикаль», г. Сатка.

 

Вторая половина мая для ШК «Вертикаль» - всегда целая плеяда мероприятий, завершающих программу шахматных образовательных проектов в этом учебном году.

10 и 11 мая прошли личные первенства среди воспитанников подготовительных групп детских садов и учащихся первых классов школ Саткинского района, выявившие новых «звёздочек» на шахматном небосклоне. Среди них занявшие первые места: Иван Бурматов (шк.10), Анжелика Шархапова (д/с 32), Андрей Ефремов и Амира Камалова (д/с 48); вторые места: Марсель Сабиров (шк. 11), Ирина Шафикова (шк. 10), Арсен Камалов (д/с 48) и Ева Демидова (д/с 8); третьи места: Тимур Хурматуллин (шк. 10), Ксения Бирючева (шк. 13), Илья Филиппов (д/с 48), Елизавета Масасина (д/с 34).

13 и 14 мая шахматный клуб гостеприимно распахнул двери перед участниками командных первенств школ и детских садов. По результатам игры на первом месте команды школы № 10 (1 состав) и д/с № 48, на втором – шк. № 10 (2 состав) и д/с № 32, на третьем – шк. № 13 (1 состав) и д/с № 34. Среди районных команд победили команды шк. п. Сулея и д/с № 31 г. Бакал.

Разнообразием методов и приемов буквально фонтанировали участницы районного конкурса профессионального мастерства среди педагогов, реализующих общеобразовательные шахматные проекты, который стартовал 14 апреля на базе д/с № 48.

Пять педагогов всеобуча – С.Г.Белоногова (д/с № 46), Л.Г.Галимьянова (школа и д/с п.М.Бердяуш), С.А.Черепанова (д/с № 10), Е. Н. Лоскутова (д/с № 40) и Г.Н.Репина (д/с № 32) задали членам жюри – специалистам ШК «Вертикаль» и районного Управления образования очень непростую задачу. Определить лучшую участницу было нелегко - за плечами каждой большой опыт работы, свой, отличающийся от других стиль подачи материала и целый арсенал педагогических приемов.
Так, основу занятия Лилии Галиарслановны Галимьяновой составило решение дидактических задач. Ребятам предстояло на раздаточных карточках, а затем на демонстрационной доске пробраться до ракеты – сначала кратчайшим путем, а затем через лабиринт, состоящий из заминированных полей. Удачно использовался в учебном процессе и методический элемент – игрушка: вместе с шахматной Королевой дети отгадывали загадки, вспоминали названия фигур, считали вертикали и диагонали на шахматной доске и выясняли их отличие друг от друга. В конце занятия дети включились в игру «шахматное лото» - ставили точки на поля, которые называл учитель и в конце, соединив все точки, при правильном выполнении у каждого из них получилась фигурка зайчика. Нужно отметить, что упор учителя был сделан на самостоятельное решение; подсказку от педагога ребята получали только в случае крайних затруднений (которых, кстати, было совсем немного. Все ребята, принявшие участие в практической части конкурса, являются воспитанниками тренера ШК «Вертикаль» Е.В. Сомкина и многие из них кроме успешного усвоения учебного образовательного материала нацелены на дальнейшее спортивное совершенствование – прим. автора).
За каждое правильное действие дети получали специальные жетончики и перед окончанием занятия по количеству набранных жетонов (дети считали их с удовольствием вслух) были определены победители.

На одном дыхании прошла интеллектуальная битва знатоков (воспитанники группы) и мультипликационных героев в игре «Что? Где? Когда?», организованной педагогом Екатериной Николаевной Лоскутовой.
Смешарики, три богатыря, Змей Горыныч, Человек Паук, мышонок Джерри, Буратино и черепашки Ниндзя задавали команде вопросы об истории происхождения шахмат, о первом советском чемпионе мира Алехине, о шахматных терминах, а также каверзный вопрос о самой «грамотной »фигуре, поставивший в тупик всех присутствующих. И хотя победа досталась сказочным героям, но символ мудрости – Сову – получили все члены команды знатоков. Очень украсили игру сопровождающая кручение волчка музыка, грамотно выполненная педагогом презентация, и, конечно же, музыкальная пауза, во время которой воспитанница д/с № 40 исполнила песенный номер.

Разнообразием дидактических заданий была наполнена игра «Поле чудес», представленная Светланой Анатольевной Черепановой. За отведенное педагогу время дети успели сыграть в «Веселый квадратик», «Сундучок загадок», «Земляничную полянку», а также собрать шахматную фигуру из частей, ответить на вопросы о силе фигур, «перехитрить» часовых и даже поставить мат в один ход. В конце занятия Светлана Анатольевна узнала у воспитанников, что им понравилось и запомнилось больше всего и каждому вручила приз.

Яркое, красочное и запоминающееся занятие «Вовка в шахматном королевстве» представила конкурсантка Галина Николаевна Репина. Педагогу блестяще удался интерактив. Погрузившись в мир шахматной сказки, дети вместе с незадачливым героем Вовкой совершали путешествие к Белому сказочному королю и, помогая ему, решали самые различные шахматные задания и в конце одержали победу над злым соперником – Черным Королем, получив за это медаль. Много веселья вызвала у ребят и проведенная в качестве физкультминутки подвижная игра на внимательность: дети изображали базовые понятия - диагональ, вертикаль и горизонталь, а педагог специально путала их, показывая неверные движения.

Заряд бодрости и радости получили воспитанники, отправившиеся под зажигательную музыку в путь на паровозике из Ромашкино вместе с педагогом Светланой Геннадьевной Белоноговой. На пути следования пассажиры совершали остановки на станциях, где им предстояло выполнить различные задания – определить на ощупь шахматную фигуру, продемонстрировать быстроту и сообразительность в подвижной шахматной эстафете, а также раскрутить волчок и ответить на вопросы Деда Шахматоведа, шахматных медвежонка и мышонка и Профессора шахматных наук о знании шахматных фигур. По окончании поездки каждый из маленьких путешественников получил замечательный приз.

Во втором туре конкурса профессионального мастерства – теоретическом педагоги аргументировано, с применением всего арсенала демонстрационных средств обосновали свой опыт работы.
Также в этом туре, ряд конкурсантов пополнится еще одним педагогом – Диной Аркадьевной Рязановой, которая занимается по проекту «Шахматы для общего развития» в детском доме и приюте г. Бакал. Она показала свое педагогическое мастерство на группе присутствующих педагогов.
Награждение победителей состоится на шахматном балу.

Фото

Фото газеты "Саткинский рабочий"

 

Идея проекта - привлечь как можно большее количество учащихся школ и воспитанников детских садов города и района к занятиям шахматами. Привить детям интерес к игре. Установить тесную взаимосвязь между ШК «Вертикаль» и администрациями общеобразовательных учреждений по включению шахмат в расписание занятий и обустройству шахматных уголков.

История проекта

Проект «Шахматный всеобуч» в 2007-2008 учебном году

Проект «Шахматный всеобуч» в 2008-2009 учебном году

Проект «Шахматный всеобуч» в 2009-2010 учебном году

Проект «Шахматный всеобуч» в 2010-2011 учебном году

 

 

2_2010-201114 апреля 2011 г. в МОУ сош № 5 прошёл открытый урок по шахматам. Его проводила преподаватель проектов «Шахматный всеобуч» и «Шахматы для общего развития» учитель начальных классов школы № 5 Миля Юрьевна Муксимова.
Урок проходил в рамках семинара «Федеральные государственные стандарты начального общего образования второго поколения: система требований к образовательному процессу».
Занятие прошло на одном дыхании. Дети активно отвечали на поставленные вопросы, работали с раздаточным материалом, с интерактивной доской (игры «Сумо», «Посади короля на своё кресло»). Широко использовались игровые приемы, поэтому внимание детей не рассевалось. Новая тема, как показывает практика, достаточно сложная - «Оппозиция», но учитель излагал материал просто и доступно для детского понимания, без наукообразности.
Педагог на практике показала, как можно переносить принципы и приёмы развивающих занятий по шахматам на другие учебные дисциплины - шахматные задания сочетались с математическими (решение шахматных примеров) и с заданиями по русскому языку (написание и произношение словарного слова «оппозиция», пополнение словарного запаса).
В самом конце урока учитель подвела итоги и нацелила учеников на дальнейшую работу - рассказала о том, что им предстоит узнать на следующем уроке.

 

Заметки методиста ШК «Вертикаль» по ходу проекта

В 2011 году вопрос шахматного всеобуча в России будет стоять как никогда остро.
Поэтому педагогам шахматного всеобуча очень полезно ознакомиться с материалами по теме, опубликованными на сайте «Генезис». Вот, например, публикация: «О проблемах шахматного обучения дошкольников: Круглый стол в редакции "Шахматы в СССР"» (статья из журнала "Шахматы в СССР", 1980, №2). Из выступления на этом круглом столе Я.А. Пономарева, доктора психологических наук: «Каковы же особенности шахматной игры, благодаря которым она является универсальным в определенном смысле средством для умственного развития детей? Обучая ребенка игре в шахматы, помимо конкретной цели мы добиваемся и более значительного результата - у него формируется способность к действию в уме. В шахматной игре естественным образом осуществляется переход от действий с предметами, шахматными фигурами, их передвижением к действиям с представлениями об этих предметах, то есть во внутреннем плане. Формирующаяся новая способность, как это показали многочисленные исследования, переносится на иные сферы деятельности ребенка. Начав, к примеру, решать встающие в процессе шахматной игры задачи в плане манипуляции представлениями, он далее в этом же плане разрешает и другие задачи, поскольку сама эта способность имеет общий характер. Фактически ребенок в своем развитии переходит на новый этап».

10 октября 2010 г.

«В Минобрнауки считают, что шахматы могут быть включены в школьную программу, но только на добровольных началах. "Ввести обязательное шахматное образование невозможно. Не все дети способны к игре в шахматы. Это может быть введено только на добровольных началах, с учетом желания детей и их родителей", - вчера сообщила "Интерфаксу" начальник отдела департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России Валентина Березина».
Прочитав эти строки, задумалась. Права ли уважаемая Валентина Берёзина? Действительно, все ли дети способны научиться играть в шахматы? Наш опыт говорит о том, что - да, научить шахматным азам можно каждого ребёнка! Обучение сложной шахматной науки на уроках идёт через игру, поэтому даже ребята коррекционной школы - интернат 8-го вида успешно осваивают шахматную программу. К тому же учителя владеют целым набором методических приёмов и навыков, позволяющих заинтересовать каждого воспитанника с учётом его индивидуальных способностей. А ведь главная задача всеобуча как раз и состоит в том, чтобы привить интерес к шахматной игре. Грандиозной задачи вырастить чемпиона мы перед собой и не ставим...

С 1 октября 2010 г. в школах Саткинского района стартовали шахматные уроки. В этом году во всеобуче задействованы 22 школы и 22 детских сада Саткинского района. Учебный курс проводится на основе федерально-методического комплекта «Шахматы - школе» Игоря Сухина.

20 сентября 2010 г.
На установочном семинаре совместно с преподавателями всеобуча был составлен план работы на 2010-2011 учебный год. Даты проведения некоторых мероприятий будут еще корректироваться.

План работы по шахматному образовательному проекту «Шахматный всеобуч» на 2010-2011 учебный год.

Сентябрь-декабрь
1. Составление плана работы по всеобучу в детских садах и школах, решение организационных вопросов и вопросов с инвентарем (1-30 сентября).
2. Установочный семинар для преподавателей (16 сентября).
3. Обучающий семинар для новичков «Основы шахматной игры» (с 17 по 30 сентября). По окончании семинара - сдача зачета. Ответственные - методист ШК и тренер ШК С.П. Белоус.
4. Семинары, повышающие квалификацию учителей шахматного всеобуча (17-27 сентября). Ответственные - методист ШК и тренер ШК Е.В. Сомкин.
5. Курсы повышения квалификации на обучающем 2-хдневном семинаре А. Щетинина (ноябрь, каникулярное время).
6. Занятия по всеобучу - 2 часа в неделю (с 1 октября по 15 мая).
7. Кубок школ Сатки по шахматам с участием школ Саткинского района. К участию допускаются сборные команды учащихся школ с 1 по 4 классы (октябрь).

Январь - май
8. Конкурс «Папа, мама, я - спортивная семья» (январские каникулы).
9. Семинар на тему: «Шахматы - инструмент повышения интеллектуального уровня детей». Обмен опытом преподавания шахмат, проблематика (конец января).
10. Открытый урок в детском саду - начало февраля.
11. Открытый урок по шахматам в школе - начало февраля.
12. Конкурс поделок, рисунков, стихотворений, фотографий на шахматную тему - в два этапа: первый этап - отборочный, внутришкольный (1 -28 февраля); второй этап в ШК «Вертикаль» - среди лучших работ (1-30 марта).
13. Участие педагогов в турнире, посвященном дню 8 марта. Праздничное чаепитие.
14. Организация выставки лучших шахматных работ, оформление стенда с рисунками, фотовыставки (апрель, ШК «Вертикаль»).
15. Смотр-конкурс шахматных уголков (1-30 апреля).
16. Участие воспитанников детских садов и учащихся начальных классов в первенстве города среди детей до 8 лет (начало апреля).
17. Турнир среди школ и детских садов - участников шахматного всеобуча, личный и командный (середина-конец апреля).
18. Товарищеские встречи среди воспитанников детских садов и учащихся начальных классов, сеансы одновременной игры (май).
19. Шахматный Бал (конец мая).
В течение всего учебного года методист и тренер ШК «Вертикаль» посещают шахматные занятия в детских садах и школах, проводят осмотр шахматных уголков.

1_2010-201116 сентября в шахматном клубе «Вертикаль» состоялся установочный семинар для преподавателей шахмат в школах и детских садах Саткинского района. В этом году шахматный всеобуч введен в сетку занятий в 22 школах и 22 дошкольных учреждениях района. На семинаре был разработан план работы на 2010-2011 учебный год. Принято решение уделить более пристальное внимание работе с родителями, ввести в практику товарищеские матчи и сеансы одновременной игры.
В период с 17 по 30 сентября на базе клуба будут проведены обучающие занятия для учителей, впервые участвующих в проекте, а также курсы повышения квалификации для тех, кто проводит шахматные уроки уже не первый год, а таких преподавателей немало - ядро всеобуча составляют педагоги, стоящие у самых истоков: Муксимова Миля Юрьевна (шк. № 5), Черепанова Светлана Анатольевна (д/с № 10), Хусаинова Раиля Гафуровна (шк. п. Айлино), Лыкова Наталья Николаевна (д/с № 27), Гафарова Людмила Владимировна (д/с № 34), Белоногова Светлана Геннадьевна (д/с № 46), Гарифуллина Марина Валиахметовна (шк. № 66, п. Бердяуш), Галиханова Рамиля Карамовна (шк. № 13), Пономарева Галина Андреевна (шк. № 40), Волкова Лариса Вениаминовна (д/с № 16, г. Бакал), Валькова Наталья Викторовна (д/ с № 41), Кутлыева Инна Валерьевна (д/с п. Межевой), Калугина Евгения Олеговна (шк. п. Рудничный), Цепилова Елена Тимофеевна (шк. № 40) и другие.
В ноябре планируется провести 3-х дневные курсы повышения шахматной квалификации под руководством тренера из Челябинска Александра Щетинина, а в конце января учителя обменяются опытом работы на семинаре под названием: «Шахматы - инструмент повышения интеллектуального уровня детей».

 

23 марта в МДОУ № 33 в рамках Дня открытых дверей состоялось занятие по шахматам.


1_2009-2010Воспитанники подготовительной группы демонстрировали гостям свои шахматные знания: активно и без ошибок отвечали на каверзные вопросы преподавателя, уверенно передвигали шахматные фигуры на демонстрационной доске, участвовали в разнообразных дидактических играх. Затем методист ШК «Вертикаль» познакомила ребят с деятельностью клуба, рассказала о проходящих турнирах, показала красочно оформленный фотоальбом. Ребята узнали о том, что название клуба - «Вертикаль» - символично: изображенная в центре шахматная пешка - фигура, которая ходит только прямо по вертикали шахматной доски. Пройдя сложные шахматные перипетии, пешка может стать ферзем. Начинающие шахматисты могут пройти такой же путь: обучившись основам шахматной игры во всеобуче, повысив свое мастерство у профессиональных тренеров, серьезно занимаясь самоподготовкой, ребятам под силу достигнуть шахматных высот. Как достиг самой вершины шахматного Олимпа Борис Спасский, десятый чемпион мира. Дошколята внимательно рассматривали фотографии, на которых Борис Васильевич находится в окружении саткинской ребятни. Спасский - частый гость в Сатке: дважды в год он прилетает из Франции, чтобы отточить мастерство юных интеллектуалов в шахматной школе, руководителем которой он является. В конце занятия дошкольники выразили большое желание познакомиться с «королем шахмат» во время его очередного визита в наш город.

 

Преподаватели всеобуча приняли участие в традиционном шахматном турнире, посвященном Международному женскому дню, который проходил 6 марта в ШК «Вертикаль».

2_2009-2010Организаторы подготовили все таким образом, чтобы в клубе в этот день царил настоящий праздник: повсюду гирлянды разноцветных шаров, цветы, насыщенная поздравлениями программа. Спонсор турнира - косметическая компания Mary Kay постаралась, чтобы каждая гостья почувствовала себя настоящей королевой - визажисты провели мастер-класс, индивидуальные консультации для всех желающих, подготовили для победителей красивые праздничные наборы. Несколько слов о самом соревновании. Преподаватели участвовали в круговом турнире. Победу в нем одержала Марина Валиахметовна Гарифуллина, преподаватель шахмат МОУ СОШ № 66, п. Бердяуш, на втором месте Миля Юрьевна Муксимова (шк. № 5), на третьем - Светлана Викторовна Лушникова (тренер ШК «Вертикаль», преподаватель всеобуча), на четвертом - Рамиля Карамовна Галиханова (шк. № 13), на пятом - Марина Леонидовна Григорьева (шк. № 10).


Вопросам всеобуча была посвящена тема очередного круглого стола, который состоялся 2 марта в ШК «Вертикаль».

3_2009-2010Методист клуба ознакомила присутствующих учителей проекта с материалами прошедшей в феврале в РГСУ Москвы международной научно-практической конференции. Затем преподаватели рассказали коллегам о том, как идет шахматный процесс в их учебных заведениях, с какими трудностями и проблемами они сталкиваются в ходе работы, обменивались мнениями, советами, как лучше строить учебные занятия, чтобы интерес детей к шахматам не угасал. В целом ситуация по всеобучу складывается положительно. Работа по проекту идет в соответствии с планом, принятым в начале учебного года. Всеобучем охвачено 24 школы и 20 детских садов.
Конечно, не все идет гладко - учителя школ отдаленных районов, таких как Иркускан, Айлино, Бердяуш, М. Бердяуш сетуют на то, что к ним приходят дети, не знающие основ шахматной игры, так как всеобуча в детских садах там нет. Отсутствуют и тренеры, что лишает детей, прошедших всеобуч, возможности дальнейшего совершенствования.


Открытый урок по всеобучу
17 марта педагоги Саткинского района побывали в настоящем шахматном королевстве - в школе села Айлино проходил районный семинар-практикум «Дополнительное образование как фактор развития воспитательной системы общеобразовательной школы». В программе этого большого, очень объемного по содержанию мероприятия состоялся открытый урок по шахматному всеобучу.

Перед присутствующими во всем величии предстала Шахматная королева - преподаватель начальных классов Раиля Гафуровна Хусаинова - педагог с большим опытом работы, мастер своего дела. Она настолько интересно провела занятие, что 45 минут урока пролетели как один миг. Главная героиня Клеточка провела ребят по шахматной стране, рассказала об истории возникновения шахмат, а ее друг Загадай то и дело задавал маленьким шахматистам различные каверзные вопросы из своей книги «Загадки из тетрадки». К слову, со всеми испытаниями ребята справились с честью, показали, что любая шахматная задача им по плечу - они прекрасно знакомы с таким понятием, как «шах», умеют различными фигурами поставить мат, с легкостью решают шахматные головоломки, активно работают с раздаточным материалом.
После просмотра увиденного укрепилась уверенность, что шахматному всеобучу, этой универсальной модели умственного развития, быть!

Фестиваль, посвященный женскому дню 8 марта
Преподаватели шахматного всеобуча приняли участие в шахматном Фестивале, посвященном Дню 8 марта, который проходил накануне праздника в ШК «Вертикаль». Мероприятие состояло из 3-х турниров.

В турнире «А» боролись 8 сильнейших шахматисток, в турнире «Б» - 17 шахматисток разных возрастов и квалификации. В турнире «В» в игру вступили 8 преподавателей шахмат из школ и детских садов Саткинского района, а также шахматистка из Башкортостана - Наркас Ахунова. Гостья показала очень сильную игру и, набрав 7 очков из 7 возможных, стала абсолютной победительницей турнира. На одно очко от нее отстала победитель прошлого года - учитель школы № 40 Елена Тимофеевна Цепилова. На третьем месте с 5 очками преподаватель шахмат школы № 66 пос. Бердяуш Марина Валиахметовна Гарифуллина. Это не единственная победа Марины Валиахметовны на шахматном празднике - она стала первой в номинации «Мисс Очарование».
На четвертом месте Миля Юрьевна Муксимова (шк. № 5), набравшая 4 очка. Организаторы турнира выразили благодарность новичкам проекта - Наталье Алексеевне Резяповой (д/с п. Сулея), Ольге Геннадьевне Рязановой (д/с № 33) и Любови Анатольевне Кожевниковой ( МОУ СОШ № 4), не побоявшимся вступить в борьбу с более опытными коллегами.
К слову, в этот день без поощрительных призов не осталась ни одна участница. После награждения состоялось совместное чаепитие.
В общем, фестиваль оставил очень приятные воспоминания как для участниц, так и для организаторов.

 

План работы по шахматному образовательному проекту

Сентябрь-декабрь 2008 г.
1. Составление плана работы по всеобучу в детских садах и школах, решение организационных вопросов и вопросов с инвентарем (1-30 сентября).
2. Установочный семинар для преподавателей (11 сентября).
3. Обучающий семинар для новичков «Основы шахматной игры» (12-26 сентября). По окончании семинара - сдача зачета.
4. Занятия по всеобучу - 2 часа в неделю (с 1 октября по 15 мая).
5. Кубок школ Сатки по шахматам с участием школ №№ 5, 10, 11, 13, 14 и 40 ( 1-8 октября).

Январь - май 2009 г.
6. Круглый стол с участием методиста ШК «Вертикаль», методиста МУ «Общее образование», тренера ШК «Вертикаль» и преподавателей всеобуча на тему «Ход реализации проекта "Шахматный всеобуч"». Трудности, с которыми сталкивается преподаватель при обучении детей шахматам» (конец января).
7. Участие воспитанников детских садов и учащихся 1-х классов в первенстве города среди детей до 8 лет (31 января, 1,7,8 февраля).
8. Открытый урок в детском саду № 46 (преподаватель шахмат Белоногова Светлана Геннадьевна) - начало февраля.
9. Открытый урок по шахматам в школе № 40 (преподаватель Цепилова Елена Тимофеевна) - начало февраля.
10. Семинар для преподавателей всеобуча. Проводит тренер высшей категории А.К. Щетинин (конец марта).
11. Конкурс на лучшую фотографию на тему шахмат - ШК «Вертикаль», (1-28 февраля).
12. Конкурс поделок, рисунков и стихотворений на шахматную тему - в два этапа: первый этап - отборочный, внутришкольный (1-14 февраля); второй этап - среди лучших работ (с 15 февраля по 1 марта в ШК «Вертикаль»). Награждение победителей состоится на праздничном турнире, посвященном международному женскому дню.
13. Участие педагогов в турнире, посвященном дню 8 марта. Праздничное чаепитие.
14. Организация выставки лучших шахматных работ, оформление стенда с рисунками, фотовыставки (1-14 марта, ШК «Вертикаль»).
15. Смотр-конкурс шахматных уголков (1-30 апреля).
16. Участие воспитанников детских садов и учащихся начальных классов в первенстве города среди детей до 8 лет (начало апреля).
17. Турнир среди школ и детских садов - участников шахматного всеобуча, личный и командный (середина - конец апреля).
18. Товарищеские встречи среди воспитанников детских садов и учащихся начальных классов, сеансы одновременной игры (май).
19. Шахматный Бал (конец мая).

В течение всего учебного года методист и тренер ШК «Вертикаль» посещают шахматные занятия в детских садах и школах с целью оказания методической помощи.

22 января участники проекта встретились за круглым столом
На обсуждение были вынесены вопросы, касающиеся хода реализации проекта. Собравшиеся высказывались по организационно-финансовым вопросам, программе и методике преподавания шахматных уроков; педагоги рассказывали о трудностях, с которыми они сталкиваются в процессе обучения шахматам. Одной из проблем всеобуча на данный момент является то, что оплата учителям за проведение шахматных занятий напрямую зависит от позиции на местах, от отношения администрации конкретной школы к шахматам. Вот и получается, что во всех школах зарплата разная.
Отмечено, что все проблемы, высказанные педагогами на семинаре, разрешимы, все взяты на заметку, над каждой будет работа. В целом же ситуация с всеобучем складывается положительная. В этом году шахматы введены в сетку занятий в 23 школах и 20 детских садах. Процесс идет успешно, самое главное, что есть интерес к работе у учителей и у их воспитанников соответственно. В ближайшее время планируется проведение открытых занятий в школе № 40 и детском саду № 46, где педагоги, стоящие у самых истоков всеобуча, поделятся опытом с коллегами. Также с 1 февраля начнутся смотры-конкурсы (см. приложения).

Приложение № 1

Положение «О смотре-конкурсе на лучшую поделку, рисунок, стихотворение на шахматную тему»

1. Цели и задачи.
Популяризация шахмат среди учащихся общеобразовательных учреждений и воспитанников дошкольных учреждений города и района. Развитие творческого потенциала детей, организация их досуговой деятельности.
2. Организация и руководство. 
Организация и руководство смотра-конкурса возлагается на шахматный клуб «Вертикаль».
3. Состав и условие участия. 
Учащиеся школ и воспитанники детских садов, участвующие в проектах «Шахматный всеобуч» и «Шахматы для общего развития», их родители, преподаватели и тренера по шахматам.
4. Сроки и место проведения:
Конкурс проводится в два этапа: 1 этап - отборочный, внутришкольный. Проводится с 1 по 20 февраля 2009 г. 2 этап - конкурс среди лучших работ. Проводится в шахматном клубе «Вертикаль» с 20 февраля по 1 марта 2009 г.
5. Критерии оценки:
- творческий подход и оригинальность оформления;
- качество исполнения.
6. Определение победителей и награждение. 
Победители будут определяться среди отдельных групп и индивидуально по номинациям:
- лучшее стихотворение на шахматную тематику;
- лучшая поделка на шахматную тематику;
- лучший рисунок на шахматную тематику. Победители награждаются дипломами и ценными подарками. Награждение состоится на новогоднем шахматном блицтурнире.
7. Организация, финансирование конкурса. 
Расходы по организации, рекламе и награждению участников несет ШК «Вертикаль.

Приложение № 2

Положение «О конкурсе на лучшую фотографию на шахматную тему»

1. Цели и задачи. 
Популяризация шахмат среди учащихся общеобразовательных учреждений и воспитанников дошкольных учреждений города и района.
2. Организация и руководство. 
Организация и руководство смотра-конкурса возлагается на ШК «Вертикаль»
3. Состав и условие участия. 
Участники проектов «Шахматный всеобуч» и «Шахматы для общего развития»
4. Сроки и место проведения:
Конкурс проводится с 1 по 28 февраля в шахматном клубе «Вертикаль».
5. Критерии оценки:
- творческий подход и оригинальность замысла;
- качество исполнения.
6. Определение победителей и награждение. 
Победители будут определяться среди отдельных групп и индивидуально. Победители награждаются дипломами и ценными подарками. Лучшие работы будут размещены на стенде в ШК «Вертикаль».
7. Организация, финансирование конкурса. 
Расходы по организации, рекламе и награждению участников несет ШК «Вертикаль».

Приложение № 3

Положение «О смотре-конкурсе на лучшее оформление шахматного уголка»

1. Цели и задачи. 
Популяризация шахмат среди учащихся общеобразовательных учреждений и воспитанников дошкольных учреждений города и района.
2. Организация и руководство. 
Организация и руководство возлагается на шахматный клуб «Вертикаль».
3. Состав и условие участия.
В конкурсе принимают участие тренеры по шахматам и участники проектов «Шахматный всеобуч» и «Шахматы для общего развития».
4. Сроки:
Конкурс проводится с 1 по 30 апреля 2009 года.
5. Критерии оценки:
1. Эстетичность оформления.
2. Информативность - освещение шахматной жизни в группе, классе, важнейших шахматных событий в стране и за рубежом.
3. Отражение достижений юных шахматистов в любой форме: размещение на стенде почетных грамот, поздравлений победителям и т.д.
4. Полезная информация для родителей - статьи из газет, советы и рекомендации специалистов.
5. Постоянное обновление.
6. Определение победителей и награждение.
Победители будут определяться среди преподавателей, отдельных групп и индивидуально. Победители конкурса награждаются дипломами и ценными подарками.
7. Организация, финансирование конкурса.
Расходы по организации, рекламе и награждению участников несет ШК «Вертикаль».

10 и 12 февраля в МОУ СОШ № 40 и детского сада № 46 состоялись открытые занятия по шахматам.

Педагоги Цепилова Елена Тимофеевна и Белоногова Светлана Геннадьевна делились с коллегами опытом своей работы. Оба педагога используют методические разработки Игоря Сухина.

Анализ открытого занятия в МОУ СОШ № 40 10 февраля 2009 г.
Преподаватель шахмат - Цепилова Елена Тимофеевна.
Тема урока: «Ценность шахматных фигур. Выигрыш ферзя».
Цели урока, поставленные учителем:
1. Привить интерес к шахматам. 
2. Учиться играть и выигрывать.
3. Формировать способность действовать в уме.
4. Развивать память.
Длительность урока: 40 минут.
Схема урока:
1. Опрос и теория - 10 минут. 
2. Практическая часть.
Используемый инвентарь:
1. Интерактивная доска.
2. Демонстрационная шахматная доска.
3. Настольные шахматные доски с фигурами.
Раздаточный материал - диаграммы для каждого ученика.

Занятие построено методически грамотно. В самом начале урока учитель провела краткий опрос по пройденному материалу и познакомила учеников с новыми понятиями. Материал излагался просто, доступно, без наукообразности, внимание детей не рассеивалось. Преподаватель использовала разнообразные методы и приемы. Урок построен в игровой форме, в большом многообразии были использованы шуточные вопросы, загадки. Применялись задачи различной степени сложности. Учитель руководствовалась принципом: от простого к сложному. Шахматные задания совмещались с математическими.
Атмосфера на уроке - легкая, непринужденная. Дети вели себя раскованно, активно отвечали на все поставленные вопросы, и, что немаловажно, не боялись признать свои ошибки.
После теории дети разбились на две команды и провели соревнование. Дополнительным стимулом для ребят стало и то, что к судейству был привлечен более старший по возрасту мальчик, шахматист. После турнира дети были награждены грамотами за 1 и 2 место, что также психологически верно: проигравших не было.
После урока состоялся обмен мнения между присутствующими на уроке преподавателями шахмат из школ Саткинского района.

Анализ открытого занятия в МДОУ № 46 12 февраля 2009 г.
Преподаватель шахмат - Белоногова Светлана Геннадьевна. 
Тема занятия: «Обобщение пройденного материала». 
Цели занятия:
1. Приобщение к игре в шахматы. 
2. Развитие внимания, памяти. 
3. Нравственное воспитание. 
Длительность занятия: 35 минут. 
Схема занятия:
1. Краткий опрос. 
2. Практическая часть. 
Используемый инвентарь:
1. Демонстрационная доска
2. Настольные шахматные доски с фигурами
3. Дидактический материал

Занятие было построено методически грамотно. Не более 10 минут ушло на повторение пройденного материала, краткого опроса в игровой форме. Большая часть занятия была отведена практике (шахматной игре).
Преподаватель широко использовала самые разнообразные игровые приемы («Волшебный мешочек», «Найди ошибку», «Переставь фигуры», «Шахматное лото», «Ожившие фигуры» и др.).
На протяжении всего занятия внимание детей было устойчивым. В поле зрения педагога находился каждый ребенок. При проведении шахматных партий преподаватель внимательно следила за ходом каждого ребенка, в случае необходимости корректировала; постоянно хвалила, подбадривала. Шахматные задачи совмещались с математическими. Использовались задания различной степени сложности по принципу: от простого к сложному.
Атмосфера на занятии царила легкая, спокойная, доброжелательная. Преподаватель при объяснении материала использовала простые, лишенные всякой наукообразности слова, давала четкие, доступные пониманию детей указания. Воспитанники активно и, самое главное, с огромным желанием отвечали на все поставленные вопросы и, что также немаловажно, радовались успехам товарищей.
Необходимо отметить, что вся обстановка в шахматном уголке направлена на развитие интереса ребенка к древней интеллектуальной игре.
После занятия состоялся обмен мнениями между присутствующими на открытом мероприятии преподавателями шахмат из детских садов Саткинского района.

 

1. Установочный семинар для преподавателей всеобуча в детских садах и школах.
2. Обучающий семинар для преподавателей, участвующих во всеобуче первый год.
3. Открытое занятие в МДОУ № 34 (преподаватель шахмат Гафарова Людмила Владимировна).
4. Открытый урок в МОУ СОШ №5 (преподаватель шахмат Муксимова Миля Юрьевна).
5. Смотр-конкурс на лучшую поделку, рисунок и стихотворение на шахматную тему.
6. Круглый стол. Обсуждение хода реализации шахматного всеобуча (положительные моменты, трудности, с которыми сталкиваются преподаватели и т.д.).
7. Двухдневный семинар «Методы и приемы преподавания шахмат детям» (обучение проводил тренер шахматной школы г. Челябинска А.К.Щетинин).
8. Участие воспитанников детских садов и учащихся первых классов (участников всеобуча) в первенстве района по шахматам среди детей до 8 лет.
9. Участие победителей районного первенства в первенстве УРФО по шахматам среди детей до 8 лет.

С марта по июнь 2008 г. для участников проекта «Шахматный всеобуч» будут проводиться следующие мероприятия:
1. Участие преподавателей всеобуча в турнире, посвященном Дню 8 марта.
2. Командное первенство школ и детских садов района среди участников проекта.
3. Смотр-конкурс на лучшее оформление шахматного уголка.
4. Шахматный Бал, где каждому участнику проекта будет вручаться сертификат.
5. Летний шахматный заезд в ДОЛ им. Лаптева и «Уралец».

Итоги конкурса поделок, рисунков и стихотворений на шахматную тему

С 20 ноября по 20 декабря в шахматном клубе проходил конкурс творческих работ на шахматную тему среди школ и детских садов, участвующих в проекте «Шахматный всеобуч». Творческих работ в этот раз было настолько много, что стоило большого труда определить победителей. Итак, имена призеров.

В конкурсе поделок среди школ:
Первое
место поделили школы № 9 (преподаватель шахмат Цветкова Роза Федоровна) и № 5 (преподаватель шахмат Муксимова Миля Юрьевна).
Второе
место поделили школы № 13 (Юрина Марина Владимировна) и № 14 (Шехметова Лилия Николаевна).
Третье
место заняла школа пос. Сулея (Мухаметханова Марина Павловна).

Среди дошкольных учреждений:
На первом месте детские сады № 16 Бакала (Волкова Лариса Вениаминовна) и № 10 (Черепанова Светлана Анатольевна).
На втором месте детский сад №24 пос. Межевой (Кутлыева Инна Валерьевна) и детский сад № 22 пос. Сулея (Набиева Гульнара Сабитовна).
Третье
место поделили детский сад № 34 (Гафарова Людмила Владимировна) и № 42 (Южакова Юлия Анатольевна).

За творческий подход к исполнению поделки награждена Курочкина Валя, ученица школы № 40.

В конкурсе стихотворений 3 победителя - Строева Анюта (шк. № 9), Алена Гладилина (шк. № 14) и Никита Морозов (шк. № 24 пос. Бердяуш).

В конкурсе рисунков победу одержал Шерстобитов Дима (шк. пос. Сулея).

А самыми активными участниками конкурсов поделок, стихов и рисунков признаны 3 «А» и 1 «А» классы школы № 4.

Также за участие в конкурсе были отмечены: МОУ СОШ №1 и № 10, МДОУ № 33, № 37, № 26, № , № 3, № 8.

Открытое занятие по шахматам в детском саду

19 декабря преподаватель МДОУ № 34 Л.В. Гафарова давала открытый урок по всеобучу.
Присутствующим педагогам было показано срезовое занятие, где ребята демонстрировали свои шахматные знания, полученные в этом году.

Занятие было настолько занимательным, что пролетело, как один миг. В легкой и непринужденной обстановке ребята наперебой рассказывали о шахматной доске, перечисляли фигуры, отгадывали загадки, участвовали в веселой шахматной эстафете, а под конец занятия сражались в шахматных поединках - преподаватель, взяв за основу методику И. Сухина, щедро дополнила ее своими собственными наработками. А их у Людмилы Владимировны много - педагог стояла у самых истоков саткинского шахматного всеобуча в детских садах. Ее воспитанники несколько лет подряд занимают первые места в первенстве района среди детских садов. Своим богатым опытом она и поделилась в этот раз со своими коллегами.

Семинар А.К.Щетинина

Два дня, 8 и 9 января, длился обучающий семинар для преподавателей всеобуча. Проводил его известный тренер из Челябинска Александр Щетинин. Стаж преподавания шахмат детям у Александра Константиновича внушительный - более тридцати лет. Его первым ученикам уже давно перевалило за сорок. И хотя многие из них не стали профессиональными шахматистами, но, как признается тренер, на всю жизнь сохранили интерес к шахматам.

О том, как прошел семинар, красноречиво рассказывают отзывы преподавателей:

«Мы даже не заметили, как семинар подошел к концу, настолько было увлекательно. Лично я как новичок в шахматах получила очень много полезной и интересной для себя информации, уже не терпится передать ее своим воспитанникам...»
«Я уже не в первый раз посещаю семинар Щетинина - впервые он приезжал в Сатку года два назад. Программа примерно та же, но, не скрою, было очень интересно. Такие мероприятия, несомненно, нужны всем преподавателям всеобуча, особенно новичкам, ведь вся информация, полученная на семинаре, очень поможет в дальнейшей работе».
«Очень понравился стиль общения тренера. С первых же минут расположил к себе, в аудитории сразу же создалась такая непринужденная обстановка...»
«Особенно понравилось то, что после первого дня теории мы перешли к практике - проводили между собой самые разнообразные турниры, теперь я знаю, как еще больше заинтересовать моих ребятишек шахматами...»
«Такие семинары, конечно же, нужны. Во-первых, есть возможность лишний раз встретиться с коллегами - в первый день семинара, пока ожидали тренера, мы провели круглый стол с методистом шахматного клуба, где обсудили различные вопросы, каждый из нас рассказал о своих трудностях и проблемах. Учителя, которые работают не первый год, поделились с начинающими своим опытом. Во-вторых, сам семинар. Очень нужный и полезный. Так много познавательного - и теория, и практика. Очень понравилось».
«Побольше бы таких встреч - лично я получила огромный заряд энергии, море впечатлений. Александр Константинович нас просто очаровал - разносторонний и очень эрудированный человек, прекрасный собеседник. Ответил на все интересующие нас вопросы».
«Все занятия Щетинина направлены на улучшение знаний преподавателей, на их умение организовывать турниры, а также на то, как заинтересовать ребенка в процессе обучения. Считаю, что такие семинары не только полезны для всех учителей всеобуча, но и необходимы».

Прошел турнир для преподавателей шахматного всеобуча

Преподаватели шахмат школ № 5, № 14, № 40, № 9, № 66 и Айлино, а также детских садов № 26, № 42, № 46, № 48, № 22 (Сулея), № 16 (Бакал), № 37(Бакал) демонстрировали свое шахматное мастерство в турнире, посвященному дню 8 марта.
Соревнование проходило по швейцарской системе в пять туров. В результате на первом месте Елена Тимофеевна Цепилова - (преподаватель шахмат шк. № 40), на втором - Миля Юрьевна Муксимова (шк. № 5), на третьем - Альфия Нигмойзяновна Галимова (шк. № 14).

 

Проект «Шахматный всеобуч» стартовал в Сатке в конце 2003 года. Он заключается в приобщении к игре в шахматы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Идея создания проекта, принадлежащая шахматному клубу «Вертикаль», получила поддержку Управления образования Саткинского муниципального района. Финансирование проекта осуществляется в рамках социальных программ, проводимых Группой Магнезит.

Год от года всеобуч развивается все более динамично - на первом этапе в проект было вовлечено 450 детей, к осени 2004 г. в шахматном всеобуче участвовало уже более полутора тысяч детей; на сегодняшний день шахматы введены в сетку занятий в 20 детских садах и 24 школах района. В проекте участвуют 590 дошколят и 933 учащихся начальной школы. Азам древней мудрой игры их обучают 54 педагога. Проблема тренерского состава решилась просто: для педагогов, работающих с детьми и поддержавших идею всеобуча, проводятся обучающие курсы и семинары. Все образовательные учреждения, вовлеченные во всеобуч, обеспечены шахматным инвентарем и методической литературой. По итогам учебного года каждому ребенку, участвующему в проекте, вручается сертификат.

Традиционно шахматный год завершается балом с королем и королевой, где каждого участника проекта ждут призы и подарки.

Поскольку в ходе реализации проекта интерес к шахматам со стороны детей возрастал, в каждой школе были организованы специальные шахматные комнаты, где с детьми, желающими повысить шахматное мастерство, занимаются высококлассные тренеры. Проводимые диагностические исследования показали, что у ребят, регулярно играющих в шахматы, развиваются умственные и творческие способности, логическое мышление с расчетом сложных вариантов, интуиция и предвидение ближайших событий, укрепляются внимание и память, формируется воля к победе. Все это позволяет им выйти на качественно новый уровень развития интеллекта.

В проекте задействованы воспитанники старших групп детских садов и учащиеся первых классов школ города.