17 ноября Сатку посетил вице-президент Федерации шахмат Свердловской области Альберт Степанян.

Цель визита – поближе ознакомиться с той шахматной системой, которую удалось со временем выстроить шахматному клубу «Вертикаль» – Пирамидой успеха, в основании которой лежат шахматные образовательные проекты – «Шахматный всеобуч» и «Шахматы для общего развития»; верхушка строения – школа высшего спортивного мастерства.

Так как особый интерес у гостя вызвала тема шахматного образования – самая актуальная на сегодняшний день в России – и в результате визита ему хотелось получить максимально конкретные ответы на большое количество вопросов, касающейся этой темы, как то: по какой методике занимаются педагоги, одобрена ли эта программа Министерством образования РФ и насколько она сложна для педагогов, вступивших в реализацию проекта впервые, каким образом лучше выстроить шахматные уроки и занятия в детских садах, какие методы и приемы можно применять, чтобы процесс был наиболее эффективен, как выстроить наиболее конструктивное взаимодействие между образовательной и спортивной системой, чтобы в итоге в выигрыше были все, и т.д., – то для него была организована программа, в которую вошли открытый урок по шахматам в школе № 5, который провела Миля Муксимова – педагог с большим опытом шахматной работы, встреча с кураторами общеобразовательных шахматных проектов – Ладой Титовой и Оксаной Глуховой, а также посещение детского сада № 46, где вице-президент шахматной федерации не только воочию увидел Шахматное королевство, в котором проходят шахматные занятия, но и пообщался с преподавателем шахмат Светланой Белоноговой, работающей в проекте около 14 лет и знающей практически все о шахматах для дошколят.


Визит завершился долгой и конструктивной беседой с исполнительным директором ШК «Вертикаль», председателем Ассоциации региональных шахматных федерация УФО Амиром Гилязовым, которая состоялась в шахматном клубе.

15 ноября в ШК «Вертикаль» состоялась онлайн-конференция с автором УМК «Шахматы-школе» Игорем Сухиным. Мероприятие очень ждали, готовились к нему заранее – был составлен перечень вопросов, ответы на которые педагоги и тренеры по шахматам хотели услышать из уст главного методолога шахматного образования в РФ.

Вопросы касались как общей картины развития шахматного образования в стране, сложившейся на сегодняшний день, так и тех ситуаций, которые возникают в ходе преподавания шахмат и требуют правильного разрешения со стороны педагога; были вопросы и по самой методике.

Конференция прошла в теплой, дружеской обстановке, оставила очень приятные впечатления; были затронуты самые острые, актуальные вопросы, на каждый из которых Игорь Георгиевич дал подробный, обзорный, исчерпывающий ответ. Поделился с аудиторией и своими дальнейшими творческими планами, которые собирается воплотить в жизнь в самое ближайшее время.

Игорь Сухин дал высокую оценку 14-летней работе саткинских педагогов, посоветовал им не останавливаться на достигнутом, развиваться дальше, что Сатка и делает – с 2016 года ее опыт шахматного образования начал распространение по Южному Уралу, и в настоящее время шахматы введены в образовательные учреждения 28 муниципальных образований Челябинской области.

Вот что пишет о встрече сам Игорь Сухин: «Сегодня с 13.00 по 14.00 прошла моя скайп-конференция с педагогическом активом Сатки, организованная Шахматным клубом «Вертикаль». Мне было задано много очень важных и интересных вопросов. Особый интерес вызвал первый вопрос: «В последнее время Россию буквально всколыхнул интерес к шахматам. Министр образования Ольга Васильева неоднократно высказывалась о том, что школьное шахматное образование является одним из лучших инструментов для развития интеллектуальных возможностей ребенка и должно присутствовать в каждой российской школе».

Продолжение в статье на сайте http://chess555.narod.ru/

15 ноября 2017: Москва – Сатка (Челябинская область): Сегодня с 13.00 по 14.00 прошла моя скайп-конференция с педагогическом активом Сатки, организованная Шахматным клубом "Вертикаль". Мне было задано много очень важных и интересных вопросов. Особый интерес вызвал первый вопрос: "В последнее время Россию буквально всколыхнул интерес к шахматам. Министр образования Ольга Васильева неоднократно высказывалась о том, что школьное шахматное образование является одним из лучших инструментов для развития интеллектуальных возможностей ребенка и должно присутствовать в каждой российской школе. Почему возник вдруг такой интерес на уровне верхушек власти? Значит ли это, что пришло понимание, что та традиционная модель образования, к которой мы привыкли, нацелена больше на получение знаний, а не на формирование личностных навыков. И очень ценным средством для развития таких навыков выступают шахматы?" Мой ответ был таким: И.Г.Сухин: "Отличный вопрос! Повторю ключевой вопрос: Почему возник вдруг такой интерес на уровне верхушек власти? Начну издалека. В 1993 году Министерство образования России само предложило мне разработать шахматный школьный курс, в результате которого и появился Федеральный курс "Шахматы – школе" ориентированный на решение одной из фундаментальных целей начальной школы – развитие у детей способности действовать "в уме". Но долгое время реальный процесс продвижения шахмат в общеобразовательную школу был вялотекущим. В 2003 году Председатель детско-юношеской комиссии Российской шахматной федерации великий тренер Юрий Сергеевич Разуваев предложил мне возглавить подкомиссию "Шахматы и образование", и я принял это предложение. Отмечу, что также в 2003 году у вас в Сатке стартовали шахматные проекты, причём, что случается крайне редко в России, они начались именно как научные проекты, ориентированные на развитие у детей способности действовать "в уме". Само по себе это уже бесценно, и вызывает не только одобрение, но и уважение. Разумеется, во всём этом огромная заслуга принадлежит Амиру Мансуровичу Гилязову и всему руководству Саткинского муниципального района… Продолжу. Примерно через год, в 2004 году, в РШФ была создана отдельная комиссия "Шахматы и образование" во главе с многократным чемпионом мира Анатолием Евгеньевичем Карповым. Но и после этого реальный процесс продвижения шахмат в общеобразовательные школы России в целом оставался вялотекущим. Так почему же, сегодня, как говорится "прорвало"? Дело в том, что и московской, и российской шахматной федерации захотелось иметь другой шахматный курс, заточенный не на образовательную цель, а на спортивно-соревновательную. Я узнал об этом в 2013 году, когда через третьих лиц из московской шахматной федерации ко мне поступило предложение войти в коллектив авторов нового школьного курса "Шахматы в школе". Я ответил, что это было бы: и неэтично по отношению к моему замечательному издателю – "Духовному возрождению", и не имеет смысла, так как добротный курс "Шахматы – школе" уже написан и очень неплохо себя чувствует. Вскоре выяснилось, что первичный учебно-методический комплект первого года обучения "Шахматы в школе" был в 2014 году издан в сжатые сроки и сразу же подарен В.В.Путину и Д.АМедведеву. Но и в этот момент время шахмат ещё не пришло. Дело в том, что система образования требует не отдельный учебник или УМК, а полную линейку. В конце 2016 года в противовес моему курсу "Шахматы – школе" такая линейка УМК курса "Шахматы в школе" на все 4 года была написана, и в начале 2017 года – издана. И именно после этого Кирсан Николаевич Илюмжинов пошёл в Министерство образования и науки, подарил Министру новую линейку УМК и уверил, что впервые в России издан шахматный курс, причём очень лёгкий для преподавания учителями начальных классов. Вот с этого-то момента в СМИ и пошла мощнейшая волна! И сегодня можно наблюдать как всем школам России правдами и неправдами навязывают именно новый курс "Шахматы в школе" и замалчивают информацию о том, что курс И.Г.Сухина "Шахматы – школе" полностью отвечает всем требованиям современных ФГОС, многократно апробирован и любим учителями. Поэтому остаётся только строить догадки о том, почему руководству страны не был хотя бы показан мой курс "Шахматы – школе". Вывод напрашивается сам собой – для центральных шахматных федераций важен не урок шахмат для реального развития мышления детей, а – пропихнуть в школы свой наспех скроенный продукт на эту тему. Поэтому всё и делалась ими в страшной спешке. Более того, по курсу-проекту "Шахматы в школе" для учителей начальных классов в Москве курсы повышения квалификации по всех четырём модулям-годам обучения были проведены по-стахановски, менее чем за год – все они прошли в 2017 году. А ведь известно, что этого делать нельзя – сначала следует провести курсы по первому году обучения, потом учитель должен год попреподавать, и только через год он будет готов к восприятию материала второго года. И так далее. То есть, 4 модуля можно провести только за 4 года, а не за один. Такие дела. Отсюда понятно, какое получилось качество и учебных материалов и курсов повышения квалификации. Спешка у них была такая, что даже пособия, которые называются "Методические рекомендации" для всех четырёх лет издали на газетной бумаге, а в учебниках черные фигуры на чёрных полях практически не видны".


Л.В.Титова, методист по шахматному образованию, г.Сатка.

Уважаемые педагоги, предлагаем вашему вниманию два очень содержательных материала:

Игорь Сухин: «Учиться на одни пятерки»,
где в интервью с Владимиром Барским Игорь Сухин подробно рассказывает о своей методике:

http://chesspro.ru/_events/2007/suhin.html

Юрий Разуваев: «Как развивать интеллект»
гроссмейстер, заслуженный тренер России блестяще объясняет, что такое внутренний план действий и почему его необходимо формировать в детском возрасте:

http://chesspro.ru/_events/2007/razuvaev2.html

На протяжении недели, с 30 октября по 3 ноября, тренер ШК «Вертикаль» Виктор Богачев делился шахматными знаниями с педагогами, преподающими шахматы в школах и детских садах Саткинского района.

А с 7 ноября в клубе стартовали курсы по обучению технологии проведения шахматных занятий для педагогов, участвующих в проекте впервые. В этом учебном году таких немного, это педагоги детских садов № 42, № 37, № 15, а также школы № 24 п. Бердяуш.

На занятиях методист по шахматному образованию Л.В.Титова знакомит слушателей с теоретическими и практическими аспектами проведения шахматных занятий в детских садах и школах, с необходимыми приемами для успешного преподавания. Идет поурочное знакомство с методикой первого года обучения Игоря Сухина – по его УМК «Шахматы-школе» проходят занятия в школах и детских садах Саткинского района.

Занятия будут проводиться 1 раз в неделю, по вторникам.

Уважаемые педагоги! Просьба до 10 октября 2017 года   предоставить  в ШК «Вертикаль» списки детей, участвующих в реализации проекта «Шахматный всеобуч», и расписание занятий (уроков) по шахматам.

Уважаемые педагоги, некоторые даты будут корректироваться. Об изменениях в датах и всех корректировках в плане вы будете оповещены отдельно по телефону или е-мейл.

 

Сентябрь-декабрь

  1. Разработка и утверждение плана работы по всеобучу в д/с и школах, решение организационных вопросов и вопросов с инвентарём, создание методической базы на местах (1-30 сентября).
  2. Установочный семинар для преподавателей шахматных проектов (21 сентября).
  3. Обучающий семинар для новичков «Основы шахматной игры» (21 – 30 сентября. На занятие принести флешки).
  4. Занятия по всеобучу - 2 часа в неделю (с 1 октября – 20 май).
  5. Открытые уроки и мастер – классы педагогов по шахматам (октябрь-декабрь).
  6. Семинар – исследование для педагогов « Шахматы как средство развития «способности действовать в уме» с участием автора УМК «Шахматы-школе» Игоря Сухина – в режиме онлайн-конференции (конец октября).
  7. Повышение шахматной квалификации педагогов под руководством тренера ШК «Вертикаль» В.А.Богачева. (конец октября – начало ноября).
  8. Передача опыта саткинских специалистов - мастер-классы в школах и детских садах для преподавателей шахмат Челябинской области, вступивших в апробацию регионального партийного проекта «Шахматный всеобуч» (октябрь-декабрь).
  9. Подача заявок на конкурс профессионального шахматного мастерства(1-20 ноября). Заявки принимаются по адресу: 40 лет Победы, 11 «А».
  10. Конкурс рисунков и фотографий на шахматную тему «Шахматный калейдоскоп» (1-20 ноября). Подведение итогов и награждение победителей на новогоднем шахматном празднике в ШК «Вертикаль»
  11. Организация выставки лучших рисунков на шахматную тему в ШК «Вертикаль» (с 1 ноября)
  12. Новогодние утренники в ШК «Вертикаль» (конец декабря).

 

Январь- май

  1. Круглый стол с участием преподавателей шахматных проектов Саткинского района по вопросам реализации шахматного обучающего процесса. (конец января – начало февраля)
  2. Конкурс «Папа, мама, я – шахматная семья» посвященный Дню защитника Отечества с участием семей Саткинского района, (конец февраля)
  3. Конкурс профессионального шахматного мастерства (1март- 30апрель);
  4. Шахматная олимпиада среди школ и детских садов (март- апрель)
  5. Конкурс поделок на шахматную тему. Конкурс проводится в два этапа: первый этап - отборочный, внутришкольный (с 1 по 28 февраля); второй этап – среди лучших работ (с 1 по 30 марта в ШК «Вертикаль»)
  6. Праздничная программа, посвященная Дню 8 марта. Участие педагогов в шахматном турнире. Праздничное чаепитие.
  7. Организация выставки лучших шахматных работ в ШК «Вертикаль» (апрель)
  8. Турнир среди школ и детских садов - участников шахматного всеобуча, личный и командный (середина-конец апреля);

21.Областное шахматное первенство среди участников регионального партийного проекта «Шахматный всеобуч» (середина - конец мая)

  1. Шахматный Бал (конец мая)

 

Консультационная методическая работа – ШК «Вертикаль» мкр. Западный, ежедневно с 10.00 до 17.00. Мониторинг учебного процесса - в течение года.

Рекомендуемые дополнительные мероприятия:

  • Шахматные викторины;
  • Товарищеские матчи;
  • Сеансы одновременной игры;
  • Семейные шахматные мероприятия;
  • Совместное с родителями оформление шахматного уголка на местах;
  • Экскурсии в ШК «Вертикаль»;
  • Разыгрывание шахматных партий на площадке ШК «Вертикаль»( школа № 40) большими шахматными фигурами.

Контакты:

Тел: 8(35161)3-05-24,
www.satkachess.ru
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ШК «Вертикаль» от всей души поздравляет преподавателей шахматных проектов – учителей, воспитателей, методистов, педагогов дополнительного образования – всех, кто причастен к развитию шахмат, с профессиональным праздником – ДНЕМ УЧИТЕЛЯ! Дорогие наши, мы желаем вам здоровья; пусть исполняются все ваши мечты, пусть благополучие, мир и гармония навсегда поселятся в ваших домах!

Мы счастливы, что на протяжении долгих лет мы идем рука об руку, совместно воплощая в жизнь шахматные образовательные идеи. Еще раз с праздником!

21 сентября «Вертикаль» состоялся установочный семинар по шахматам,  традиционно  открывающий  шахматный учебный год.

Ключевые темы   – обсуждение актуальных вопросов шахматного образования, новые подходы, которые для этого потребуются, а также был    совместно  разработан и утвержден плана шахматных  мероприятий на предстоящий год.

Методист Лада Титова рассказала о том, что шахматы  уже четырнадцатый год  являются важной составляющей учебного процесса в Саткинском районе.  Проект «Шахматный всеобуч» успешно реализуется во всех школах  и  24 детских садах.

Главная задача всеобуча  - через игру в шахматы научить детей мыслить, причем мыслить стратегически: ребенок видит цель, на пути к которой он решает большое количество задач, выстраивает различные стратегии, учится   выбирать наилучший вариант и принимать решение.

Шахматы учат его ориентироваться на плоскости, анализировать, запоминать, сравнивать, обобщать  и предвидеть результаты своих действий. Таким образом  развиваются высшие психические функции – память, мышление, внимание. Благодаря игре в шахматы ребята приобретают  личностные качества, помогающие быть успешными в этой жизни.

Проект объединяет воспитанников детских садов, школьников, родителей, учителей, воспитателей, представителей власти и общества. Поддержку в реализации проекта оказывает группа Магнезит и Саткинское  региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

В 2016 году  саткинский всеобуч получил статус регионального партийного проекта и распространился на территорию Челябинской области. В прошлом году в апробацию проекта вступили 13 территорий, в этом - добавились еще 15.

Сатка оказывает  территориям учебно-методическое сопровождение образовательного процесса: в октябре и ноябре 2016 года    она дважды  становились обучающей площадкой - более ста педагогов горно-заводской зоны получили опыт саткинских коллег, представивших свои доклады, рекомендации по проведению шахматных занятий, мастер-классы, открытые занятия и  уроки. И выход на региональный уровень саткинским педагогам необходим не менее, чем приезжающим гостям - ведь для того, чтобы проффесионально расти,  очень важно показывать свое мастерство, свою «изюминку» – а они есть в каждом творческом педагоге,  и  не менее  важно, чтобы это видели и оценили другие. В процессе общения приобретается и новый опыт, извне.

В шахматном всеобуче занятия проводятся по программе Игоря Сухина «Шахматы-школе»,  единственной  на сегодняшний день программе, рекомендованной Министерством образования.

Основная цель  программы - поэтапное развитие у детей фундаментальной способности действовать "в уме" (как ключ к развитию образного и логического мышления. Говоря о шахматах в школе, Игорь Георгиевич  подразумевает не игру как таковую, а рационально построенный процесс обучения шахматным азам. Программа построена по шахматно-задачной технологии с учётом возрастных  и индивидуальных особенностей. А это означает, что каждый ребёнок каждый день имеет свой собственный результат, нарабатывает свой собственный опыт.

Способность действовать в уме является стержнем  и второго шахматного проекта  «Шахматы для общего развития» -  о котором подробно рассказала на семинаре психолог ШК «Вертикаль» Оксана Глухова. (Более подробно об этом читайте в следующей статье).

Тема развития способности действовать «в уме» проходила красной нитью через весь семинар. Кураторы – Л.В.Титова и О.В.Глухова напомнили собравшимся педагогам о задании, которое они получили от них  на последнем семинаре в прошлом учебном году – каждому преподавателю шахмат  предлагалось продумать, каким образом можно представить свой опыт использования шахмат  для более оптимального развития этой способности. И сделать это в форме доклада, презентации, видеофрагментов с урока и пр.

Это задание по-прежнему актуально - в предстоящем учебном году эта  тема будет рассмотрена  более внимательно и многогранно на всех предстоящих семинарах.

И свои наработки в этой области,  мысли и умозаключения они смогут представить на  ближайшей семинаре, который будет проходить ориентировочно в конце октября – в дни осенних каникул. Педагогами было высказано пожелание провести это мероприятие  в форме семинара - исследования  и пригласить для участия в нем автора УМК «Шахматы-школе» Игоря Сухина - в режиме онлайн-конференции. Согласие от Игоря Георгиевича уже получено, осталось согласовать дату и время.

Также  на семинаре совместно пришли к решению о необходимости повышения шахматной квалификации педагогов, реализующих проекты. Обучаться будут под руководствам тренера ШК «Вертикаль» Виктора Богачева.

Сразу же после установочного семинара начнутся обучающие курсы для новичков, на которых педагоги ознакомятся с технологией проведения шахматных уроков.

Как и всегда, по всем вопросам, возникающим в процессе проведения шахматных уроков, педагоги могут обращаться  ШК «Вертикаль».

Мониторинг учебного процесса будет осуществляться кураторами в течение всего учебного  года.

 

В ШК «Вертикаль» (ул.40 лет Победы, 11а) 21 сентября в 15-00 состоится установочный семинар для педагогов шахматных образовательных проектов.

Положение