Мы продолжаем разговор о программе «Шахматы для общего развития» Виктора Кирилловича Зарецкого, вот уже 15 лет успешно реализующейся на территории Саткинского муниципального района по инициативе и при поддержке  президента ООО «Группы Магнезит» Сергея Павловича Коростелёва.

В чём главная идея цикла статей о проекте? Эта история абсолютно просветительская: рассказать о том, как создавалась программа, менялись её составляющие, развивались фундаментальные идеи и, к каким результатам удалось прийти...

Следующий этап реализации «проекта Зарецкого» – 2005 год – с итогами первого года обучения, с данными об организации системы мониторинга и её впечатляющих результатах, а также с историями об участниках и событиях июня 2005 года.

А тем временем, первый учебный год (2004-2005) подходил к концу. Важно было понять, как обучение шахматам по новой программе повлияло на общее развитие второклассников? Поэтому запланированные мероприятия по контролю этого процесса в виде психолого-педагогической диагностики завершились уже к концу мая.

Научную основу диагностического процесса обеспечивали сотрудники Московского государственного психолого-педагогического университета. Программу диагностики, обработки полученных данных и статистический анализ подготовили доктор психологических наук, профессор МГППУ, Алла Борисовна Холмогорова и кандидат психологических наук, доцент, Светлана Васильевна Воликова и тогда еще студент 2-го курса факультета консультативной и клинической психологии МГППУ Юрий Викторович Зарецкий (ныне кандидат психологических наук, доцент, школьный психолог и преподаватель МГППУ).

 

 

  Первый диагностический этап проводит С.В. Воликова

 

Психологи школ района под руководством психолога ШК «Вертикаль» и автора этого цикла статей с 2005 года регулярно осуществляют мониторинг динамики развития младших школьников, изучающих шахматы. Данные лонгитюдного исследования отличаются повторяемостью общей тенденции: результаты детей экспериментального класса всегда выше по показателям динамики и уровня развития.

   Проект «Шахматы для общего развития» – не совсем обычный эксперимент. В нём изначально заложены передовые взгляды из разных областей человеческого знания: из педагогики – применение рефлексивно-деятельностного подхода, психология зафиксировала создание Многовекторной модели ЗБР, шахматы определили спортивную составляющую этого процесса. Смело можно сказать, что аналогов такого опыта нет ни у одного из малых городов России. Взять хотя бы изначальную задумку – использовать шахматы как инструмент для развития ребёнка [Разуваев Ю.С., Зарецкий В.К. Шахматы для общего развития. //Мир детства. – №3. – 2004. – 31-36 с.].

   Идея изначально не новая – тренировать детей в стратегии и тактике борьбы, быть внимательными и научиться продумывать свои ходы на несколько шагов вперёд. Создатели же конкретно этой методики преподавания задумали развивать способности детей, опережающие их возрастные возможности, в частности, раннее формирование умения действовать в уме (вместо возрастной границы в 10 – 11 лет ее формирование вполне возможно в 8 – 9 лет). Быстрое становление этого умения влечет за собой эффективное вырабатывание ребенком жизненных целей и умение им следовать [Зарецкий В.К. Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего развития» //Вопросы психологии. – № 6. – 2008. – 13-25 с.].

   Это и стало своеобразной отправной точкой для появления методики «Шахматы для общего развития» в начальной школе. Авторы идеи: член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, КМС по шахматам, Никита Глебович Алексеев, международный гроссмейстер по шахматам Юрий Сергеевич Разуваев и профессор Факультета консультативной и клинической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук, Виктор Кириллович Зарецкий.

 

 

 

Авторы проекта А.М. Гилязов, Ю.С. Разуваев, В.К. Зарецкий

 

   По инициативе и при поддержке  президента ООО «Группы Магнезит» Сергея Павловича Коростелёва ведущие организации района: Администрация Саткинского муниципального района, ООО «Группа Магнезит», МКУ «Управление образования» содействовали разработке и реализации передовых идей. Деятельность по созданию новой методики преподавания шахмат, отвечающей требованиям современной действительности, стала возможной благодаря тому, что в Шахматном клубе «Вертикаль» создана мощная кадровая, материально-техническая и информационно-образовательная база.

   Аналогов такой методики ни в России, ни за рубежом в 2004 году не  существовало. Именно поэтому в начале учебного года команда участников проекта «Шахматы для общего развития» с энтузиазмом приступила к работе. И уже в конце мая были получены ощутимые результаты, свидетельствующие о положительном влиянии применения новых разработок на раннее формирование способности действовать в уме, а также интеллектуальное и личностное развитие.

   В данной и последующих публикациях представлена история замысла проекта «Шахматы для общего развития» («проекта Зарецкого), его воплощения и рефлексии. Реализация скромной поначалу идеи – осуществить поиск условий, при которых в ходе шахматных занятий происходит развитие «способности действовать в уме» и становится возможным перенос ее на другие виды деятельности, вылилась в организацию целого комплекса мероприятий для создания шахматной авторской образовательной программы на базе ШК «Вертикаль». По инициативе и при поддержке  президента ООО «Группы Магнезит» Сергея Павловича Коростелёва осенью 2004 года стартовал проект «Шахматы для общего развития» под руководством исполнительного директора ШК «Вертикаль» Амира Мансуровича Гилязова и профессора Факультета консультативной и клинической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, кандидата психологических наук, Виктора Кирилловича Зарецкого.

   Главная задача проекта – развитие умственных способностей с помощью шахмат, которые позволили бы детям  выбрать в жизни правильный путь и обеспечить себе достойное профессиональное будущее. Идеями программы явились положения о том, что шахматы – деятельность, требующая развитой способности действовать в уме; шахматы могут выступать инструментом для развития интеллектуальных и личностных способностей через «зону ближайшего развития» ребенка; принципы и приемы развивающих занятий по шахматам можно переносить на другие виды познавательной и учебной деятельности. Основные положения авторской образовательной программы «Шахматы для общего развития» успешно применяются в школах Саткинского муниципального района педагогами и психологами, выступившими в роли составителей игр и упражнений по шахматам для детей начальных классов.

   Цель серии публикаций в Юбилейный год – рассказать об опыте создания новой методики, о результатах её применения и о положительном влиянии шахмат на развитие ребенка и становление его личности в гармонии с самим собой и своими жизненными приоритетами!

 

   Идея обучения детей игре в шахматы по авторскому проекту В.К. Зарецкого, А.М. Гилязова (далее проект «Шахматы для общего развития») возникла 15 лет назад в июле 2004 года. Мощная работа команды, состоящей из ученых, спортсменов, педагогов, психологов, программистов и учеников, проведенная за эти годы, позволяет утверждать, что разработка и реализация проекта является ценным вкладом в образование Cаткинского муниципального района, внесенным Шахматным клубом «Вертикаль». Его создание стало возможным благодаря тому, что в Сатке построена действительно сильная и перспективная научная, учебная, спортивная материально-техническая база.

 

     

Участники проекта: Л.П. Волгутова, М.В. Юрина, И.А. Бурилова, Д.А. Рязанова,

О.В. Глухова, Н.А. Виноградова (Завьялова), И.В. Комарова, Т.В. Лимонова

 

   Крупным достижением проекта «Шахматы для общего развития» можно назвать масштабность его сопровождения: организацию научных конференций, публикации всероссийского и международного значения, подготовку материалов к конкурсу РШФ «Шахматный всеобуч в России» и победу в нём, и, наконец, проведение многолетних (в течение 15 лет) психолого-педагогических исследований. Анализ полученных данных подтверждает тот факт, что высокий интеллект, способность действовать в уме, субъектная позиция по отношению к учебной деятельности (желание и умение учиться, преодолевать трудности) и способность к рефлексии (рефлексивность), сформированные у детей в начальной школе, дают им возможность выстраивать жизненные замыслы, ставить и достигать цели в разных сферах деятельности.

   Достаточно закономерны и успехи наших выпускников. Высокие баллы за экзамены демонстрируют ученики тех школ Саткинского муниципального района, где был реализован «проект Зарецкого», – №5, №12, №13, №14 и №40. Безусловно, это  помогло умным ребятам выбрать престижные специальности и вузы для дальнейшего обучения. Кроме того, зафиксировано небывалое количество золотых и серебряных медалистов за эти годы: в среднем от 4 до 5 медалей на один класс...