- Подробности
- Автор: Оксана Глухова
- Категория: Продвижение проекта
- Просмотров: 238
Весь сентябрь специалисты шахматного клуба «Вертикаль» при поддержке научного руководителя проекта «Шахматы для общего развития", профессора МГППУ, В.К. Зарецкого обучали школьных педагогов из разных регионов нашей страны. Учителя из Еврейского автономного округа, Свердловской области и Красноярского края осваивали технологию обучения детей игре в шахматы.
Слушатели познакомились с принципами и подходами саткинского опыта в организации шахматного образовательного процесса в учебных заведениях по технологии «Шахматы для общего развития», рекомендованной для распространения во все субъекты Российской Федерации, по заключению экспертов заседания рабочей группы «Социальное предпринимательство» Комиссии Государственного совета РФ от 2.09.2022 года.
Сотрудники шахматного клуба регулярно проводят рекомендованную работу по формированию системы подготовки педагогов с целью распространения саткинского опыта обучения детей игре в шахматы. Мы работаем над системой, создавая команду как начинающих специалистов, обучение которых строится на базовом уровне, так и специалистов, уже работающих в этой области. Наши программы обучения педагогов по шахматам могут быть адаптированы под запрос организации, могут быть дополнены под специфику ожиданий от курса шахмат в школе, в регионе. Такой новый опыт для нас состоялся в рамках организации и проведения «Осенней школы».
27-29 сентября в Загородном образовательном центре «Таватуй» Свердловской области работала «Осенняя школа» для педагогов по шахматам. Руководителями программы «Методика обучения детей по технологии «Шахматы для общего развития: рефлексивно-деятельностный подход» стали В.К. Зарецкий, профессор МГППУ, А.М. Гилязов, исполнительный директор ШК «Вертикаль» и О.В. Глухова, руководитель проектов ШК «Вертикаль», специалист МКУ «Управление образования». При поддержке Е.Ю. Барановой, начальника МКУ «Управление образования», стало возможным участие педагогов и психологов образовательных учреждений Саткинского муниципального района в качестве спикеров и слушателей программы. Организаторами шахматного интенсива для почти 100 педагогов Свердловской области выступил Фонд «Золотое сечение».
Слушатели программы в течение трех дней погружались в атмосферу шахматного педагогического творчества, где у каждого была возможность получить ответы на вопросы о том, как эффективно строить учебный процесс для школьников на уроках шахмат. По программе «Осенней школы» слушателям была предоставлена возможность получить незабываемый опыт самоопределения в авторской проектной деятельности (опора – профессиональные замыслы каждого).
Необычайный интерес у слушателей программы вызвала идея организации сеанса одновременной игры для желающих. В течение трех минут на сеанс записались сразу 17 педагогов. Это наполненное эмоциями зрелищное событие привлекло внимание всех участников! В течение двух часов Амир Мансурович Гилязов, мастер ФИДЕ, демонстрировал высокий уровень шахматного мастерства, играя одновременно семнадцать партий с игроками различного уровня. Среди педагогов оказались и действующие шахматисты с шахматными званиями и разрядами. Так, диагностика уровня шахматных знаний слушателей программы проходила на практике.
В перерывах между наблюдениями за самыми результативными партиями участники получили возможность выполнить самостоятельную работу по ознакомлению с особенностями технологии «Шахматы для общего развития» и принципами рефлексивно-деятельностного подхода к освоению шахматной игры для детей и взрослых.
Слушатели программы получили новый опыт участия в подобном интенсиве. Формат «Осенней школы» предусматривал отношение педагогов к проектной деятельности, к получению навыков организации собственной рефлексивной деятельности, а также к самоопределению в направлении организации шахматной образовательной деятельности в своих учебных заведениях.
Проектная работа строилась в малых группах для педагогов, объединившихся по единому замыслу для решения актуальных для себя задач по ведению уроков шахмат в школе. Среди заявленных тем были: "Шахматы в работе начинающих педагогов", "Мотивационный компонент занятий", "Перенос способностей, развивающихся на уроках шахмат, на другие виды учебной деятельности", "Шахматы как ресурс для повышения академической успеваемости и общего развития детей", "Ресурс шахмат в работе с трудными подростками и в спорте высоких достижений из смежных дисциплин"… Это лишь малый перечень тех проектов, реализация которых была заявлена на программе. Команда саткинских педагогов активно поддерживала участников и оказывала помощь в преодолении проблем реализации собственного замысла. Коллеги успешно делились опытом и создавали условия каждому участнику программы для реализации его замысла не только на интенсиве, но и в будущей профессиональной деятельности.
Благодарим саткинских педагогов, спикеров образовательного интенсива, М.В. Гарифуллину, педагога-психолога МАОУ «СОШ №66» р.п. Бердяуш, О.В. Файзуллину, учителя начальных классов МАОУ «СОШ №40», Г.С. Набиеву, воспитателя МКДОУ «Д/с №22» р.п. Сулея. Надеемся, что педагог МАОУ «СОШ №13» А.И. Шатрова, побывавшая на программе в качестве слушателя, также в скором времени сможет стать частью нашей профессиональной команды по передаче опыта обучения детей игре в шахматы по саткинской технологии.
Благодарим спикера образовательного интенсива Т.П. Непомнящую, педагога-психолога МБОУ «Новоталицкая СШ» Ивановской области, члена сообщества «Рефлексивно-деятельностный подход», за возможность совместной продуктивной работы в режиме «Осенней школы и надеемся на дальнейшее сотрудничество.
Авторы программы «Методика обучения детей по технологии «Шахматы для общего развития: рефлексивно-деятельностный подход» благодарят организаторов интенсива за возможность создания образовательной площадки для педагогов по шахматам и создания условий для профессионального роста каждого. Благодарим О.И. Бабченко, заместителя начальника Департамента образования Администрации города Екатеринбурга, С.Я. Трусову, главного специалиста отдела развития образования Администрации города Екатеринбурга, Ж.Ю. Дербышеву, заместителя директора Фонда «Золотое сечение» по проектной деятельности, Ю.А. Хронусову, координатора проекта «Шахматы в школах» Свердловской области за профессиональный подход и увлеченность своей деятельностью! Будем рады дальнейшему сотрудничеству.
«Способность действовать в уме»
Ссылки на информационные источники:
1. https://vk.com/zsfond?w=wall-151233763_15264
2.https://vk.com/zsfond?w=wall-151233763_15274
3.https://vk.com/zsfond?w=wall-151233763_15273
Ссылка на интервью: https://zsfond.ru/sposobnost-dejstvovat-v-ume/
Ссылка на видеосюжеты о программе:
1.https://vk.com/wall-151233763_15269
2.https://vk.com/zsfond?z=video-151233763_456243572%2F2c9a6b04f7de035be1%2Fpl_wall_-151233763
В октябре планируется проведение курсов повышения квалификации для педагогов по шахматам в детских садах. Сформированы списки и спланировано расписание. Обучение будет проходит дистанционно.
В целом за два с лишним года было обучено порядка 800 педагогов из 9 регионов РФ.
- Подробности
- Автор: Оксана Глухова
- Категория: Продвижение проекта
- Просмотров: 464
14 июня состоялось онлайн-совещание с представителями Управления образования Мотыгинского района Красноярского края и сотрудниками ШК «Вертикаль», на котором были подведены итоги шахматного учебного года среди воспитанников детских садов и учащихся первых классов, организуемого в рамках поддержки развития социальных проектов Группой Магнезит. В совещании приняли участие руководитель МКУ «Управление образования Мотыгинского района» Красноярского края С.С. Лысенко, исполнительный директор ШК «Вертикаль» А.М. Гилязов, руководитель образовательных проектов ШК «Вертикаль» О.В. Глухова, куратор проекта шахматного всеобуча в Мотыгинском районе О.Б. Навроцкая и педагоги Л.И. Гусева, Ю.В. Топина, З.В. Бетеева.
Одна из ключевых инициатив проекта – вовлечение юных жителей района в шахматную интеллектуальную деятельность с целями общего развития.
Напомним, что свою роль в развитии регионов присутствия Группа Магнезит видит, в том числе, в развитии социальных программ. Идеи шахматного всеобуча вот уже более 20 лет развиваются в Саткинском муниципальном районе при поддержке президента Группы Магнезит С.П. Коростелева. Сегодня саткинская технология «Шахматы для общего развития» является передовой в области обучения детей игре в шахматы и входит в число финалистов форума «Сильные идеи для нового времени» Агентства стратегических инициатив.
В Мотыгинском районе в 2023-2024 учебном году в проекте шахматного всеобуча «Шахматы для общего развития» участвуют 6 образовательных учреждений поселков Раздолинск, Новоангарск и Мотыгино. В формирование образовательных систем по обучению детей игре в шахматы активно вовлечено 8 педагогов и тренеров. С первых дней обучения ребята получают бесценный опыт сотрудничества со взрослыми по освоению основ игры в шахматы.
В течение учебного года состоялись различные мероприятия, направленные на популяризацию древней игры, изучая основы которой дети учатся планированию и самостоятельности в принятии решений, становятся более внимательными и уверенными в себе. В реализацию идей шахматного всеобуча в Мотыгинском районе также были вовлечены близкие родственники юных воспитанников. Они принимали участие в совместных турнирах и творческих конкурсах.
Успех старта проекта обусловлен прежде всего тем, что были учтены лучшие методические практики и разработки шахматного клуба «Вертикаль», опыт и рекомендации. В начале проекта сотрудники ШК «Вертикаль» при участии научного руководителя проекта «Шахматы для общего развития» В.К. Зарецкого, профессора МГППУ, провели курсы повышения квалификации для педагогов Мотыгинского района. В течение года для воспитателей и учителей были организованы регулярные семинары, где участники могли повысить свою квалификацию. Педагоги проводили полноценные занятия с детьми и продолжали собственное обучение.
Из рекомендаций, которые были озвучены на совещании, наиболее важными были дополнительные мероприятия, которые необходимо запланировать в следующем учебном году: 1. Организация мониторинга влияния шахматных занятий на динамику общего развития детей. 2. Проведение итоговых шахматных соревнований года.
Группа Магнезит уделяет особое внимание развитию детского спорта. В саткинском районе проходит множество детских соревнований: тренировочных стартов, турниров в рамках «Шахматного всеобуча». Данный турнир – главный зачетный командный турнир, который подводит итоги работы за год. Введение итогового события учебного шахматного года является приоритетной задачей будущего развития проекта в Мотыгинском районе.
Введение шахмат в систему непрерывного образования – это успешный старт в будущее наших детей, в поддержку талантов и раскрытия когнитивно-личностного потенциала каждого из них.
- Подробности
- Автор: Оксана Глухова
- Категория: Продвижение проекта
- Просмотров: 828
Дорогие друзья, рады вам сообщить что, на базе ШК «Вертикаль» в Саткинском муниципальном районе проходят онлайн курсы повышения квалификации для воспитателей и педагогов по шахматам. Участие принимают педагоги из Агаповского, Ашинского, Брединского, Нагайбакского, Октябрьского, Сосновского, Троицкого, Увельского, Уйского, Чесменского районов, городов: Бакал, Еманжелинск, Златоуст, Катав-Ивановск, Копейск, Коркино, Магнитогорск, Миасс, Миньяр, Пласт, Сатка, Сим, Троицк, Усть-Катав, Челябинск, п. Локомотивный.
К курсам на сегодняшний момент присоединились около 270 человек. Курсы проходят с 10 по 20 августа. Открытые уроки дают преподаватели, тренера по шахматам на платформе Zoom с одновременной трансляцией на канале YouTube. В организации курсов принимают участие: исполнительный директор ШК «Вертикаль», мастер ФИДЕ А.М. Гилязов, профессор МГППУ, кандидат психологических наук, инструктор ФИДЕ В.К. Зарецкий, руководитель РМО педагогов по шахматам, психолог, инструктор ФИДЕ О.В. Глухова, учитель начальных классов МАОУ сош №5, педагог по шахматам М.Ю. Муксимова, педагог дополнительного образования МБОУ ДДТ г. Бакала, педагог по шахматам Д.А. Рязанова, тренер-преподаватель, тренер высшей категории, автор шахматных книг С.Б. Позин.
Надеемся, что курсы будут познавательными и, конечно же, интересными для всех участников.
- Подробности
- Автор: Ксения Пересторонина
- Категория: Продвижение проекта
- Просмотров: 1177
Дружная команда в составе сотрудников Шахматного клуба «Вертикаль», профессора МГППУ, учителя шахмат школы №5 и психолога Детского психоневрологического интерната г. Москвы приняли активное участие в работе Международной научно-практической конференции «Шахматы в образовании»
На площадках шахматного форума 25-26 июня состоялся обмен опытом и лучшими практиками, обсуждение новых инициатив, а также рассмотрение ресурсных возможностей для создания и продвижения успешных шахматных проектов.
Цель прошедшей конференции – обсуждение проблематики введения шахмат в систему образования детей дошкольного и школьного возраста.
На пленарном заседании выступили: Аркадий Владимирович Дворкович, президент ФИДЕ; в своем докладе он остановился на актуальности темы обучения детей игре в шахматы для специалистов системы образования многих стран мира; Владимир Борисович Крамник, чемпион мира по шахматам, выступил с докладом о возможных вариантах решения проблем нынешнего поколения детей, у которых есть проблемы с усидчивостью и концентрацией внимания, через организацию занятий шахматами в плане общего развития; Србуи Рафиковна Геворкян, ректор Армянского государственного педагогического университета, доктор психологических наук, профессор, говорила о том, что мы находимся на критическом уровне развития общества, когда наблюдается дефицит диалогичности и дружелюбности мышления. Чтобы двигаться вперед, мы должны осознать, что мы - единая человеческая семья и сообщество единой Земли с общей судьбой. Шахматы могут выступать тем инструментом, с помощью которого можно было бы объединить интересы детского и взрослого населения многих стран мира; Смбат Гарегинович Лпутян, Председатель комиссии ФИДЕ «Шахматы в образовании», президент Армянской шахматной академии, выразил надежду на то, что в работе на секциях конференции у участников появится возможность для продуктивного обмена лучшими практиками и установления профессиональных деловых контактов.
На 5 секциях было заслушано более 40 докладов. Тематика секций отражала фундаментальные и прикладные направления по широкому спектру знаний в области организации шахматного образования.
Участники конференции из 59 стран мира вели диалог о том, что шахматы целесообразно использовать в качестве инструмента устойчивого развития, так как, по словам Н.Г.Алексеева, «шахматы самим Богом созданы для развития способности действовать в уме» (1979).
Работа конференции была организована по секциям: шахматная педагогическая методология; социальные и психологические аспекты шахмат; шахматы в инклюзивном образовании, подготовка педагогов по шахматам, гендерно-эмоциональное образование в шахматах. Конференцию открывал доклад «Методология преподавания шахмат по технологии рефлексивно-деятельностного подхода в школах в целях общего развития учащихся» В.К. Зарецкий, О.В. Глухова, А.М. Гилязов. Докладчики представили результаты исследования образовательной среды учащихся младших классов, посвятив доклад проблемам обучения детей игре в шахматы, которое ведет за собой повышение развития когнитивных функций и личностных показателей. Отметив необходимость применения средств рефлексивно-деятельностного подхода к преподаванию шахмат в аспекте их развивающего потенциала, авторы представили Многовекторную модель зоны ближайшего развития ребенка, как особой развивающей системы, отражающейся в показателях когнитивного и личностного развития детей.
В качестве приглашенного эксперта по вопросам создания эффективной образовательной среды на уроках шахмат выступила М.Ю. Муксимова, учитель шахмат школы №5 с докладом «Технология построения урока шахмат на принципах рефлексивно-деятельностного подхода».
Доклады участников вызвали огромный интерес, и научные вопросы активно обсуждались после завершения работы секций на круглых столах. После завершения работы секции на круглом столе нашим докладчиками были заданы вопросы о том, как можно технически организовать идею переноса сформированных способов решения трудных задач на материале шахмат на другие виды учебной деятельности, а также, как организован процесс подготовки педагогов по шахматам в Саткинском муниципальном районе.
Вопросы инклюзивного образования и применения шахмат в качестве одного из ресурсов реабилитации проживающих в психоневрологических интернатах обсуждались коллегами из разных стран мира особенно оживленно после доклада «Когнитивно-личностное развитие в процессе занятий шахматами с помощью средств РДП» А.А. Сидоренко (г. Москва). Анна Андреевна, участник сообщества педагогов по шахматам, реализующих технологии рефлексивно-деятельностного подхода. Она – активный участник мероприятий, проводимых ШК «Вертикаль» с целью популяризации идеи обучения детей игре в шахматы для общего развития. Вопросы А.А. Сидоренко профессиональным сообществом были заданы крайне сложные: Доклад построен на концепции теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.Г. Алексеев). Какое мышление доминирует в игре шахматы для формирования дивергентного мышления, как структурного компонента интеллекта? Изучаете ли Вы когнитивный диссонанс в игре? Ответы на эти вопросы помогал сформулировать В.К. Зарецкий, профессор МГППУ и автор РДП: «Если у ученика недостаточно развито дивергентное мышление, то мы помогаем ему найти способы, овладение которыми поможет ему повысить уровень дивергентного мышления, в опоре на рефлексию».
Участниками была подчеркнута важность тематики конференции, в результате которой они получили отличную возможность обменяться с коллегами мнениями, педагогическими технологиями, обогатить свой методический инструментарий.
В итоговом выступлении одного из организаторов международной шахматной конференции ФИДЕ прозвучали такие слова: «для XXI-го века, когда цифровой и кибернетический мир движется к Метавселенной, а большинство людей не имеют привилегий и борются с бедностью и болезнями, чтобы получить образование как свое основное право по рождению, в этом контексте мне нужны ваши идеи и комментарии о том, как мы можем использовать шахматы как правильный инструмент для борьбы с этими трудностями человечества».
О.В. Глухова,
руководитель шахматных образовательных проектов,
психолог ШК «Вертикаль», инструктор ФИДE.
- Подробности
- Автор: Оксана Глухова
- Категория: Продвижение проекта
- Просмотров: 950
С 25 по 29 апреля проводился самый продолжительный в истории ШК «Вертикаль» Интеллектуальный шахматный марафон: «Живые шахматы: решающая партия». Марафон представляет собой конкурс решения интеллектуальных заданий на шахматном материале. Участники выполняли тесты на внимательность и способность действовать в уме, на оценку развития объема рабочей памяти и математического мышления, на склонность к анализу и логике.
Марафон проводился в два этапа: на первом дети представляли свою команду в конкурсе визиток, в котором разыгрывали «живые» шахматные сюжеты. Здесь двигались и кони на импровизированной шахматной доске, и гордые ладьи рассказывали о своей силе, и смелые ферзи атаковали, и отважные пешки совершали чудеса. Дети с удовольствием включались в инсценировку шахматных баталий. Все было сказочно красиво и очень-очень интересно! Богатство творческих находок и их прекрасная реализация – визитная карточка талантливых педагогов по шахматам Саткинского муниципального района.
На втором этапе, который длился 45 минут для школьников и 35 минут для дошкольников, дети выполняли шахматные тесты. Основным материалом для тестов явились задания, базирующиеся на знаниях, умениях, навыках, полученных воспитанниками/учащимися из курса шахматных образовательных программ, реализация которых организована на территории Саткинского муниципального района на базе образовательных учреждений по материалам авторских шахматных программ и методик (В.Л. Барского, В.Г. Гришина, А.Г. Дорофеевой, В.К. Зарецкого и соавторов, А.Е. Карпова, В.В. Кострова, Н.М. Петрушиной, И.Г. Сухина). Так, интеллектуальные способности каждого участника проявлялись в ограниченных по времени условиях и нестандартных условиях, когда необходимо здесь и сейчас находить решение в сложных проблемных ситуациях. А ведь именно эта способность и помогает многим шахматистам быть успешными в своей профессиональной деятельности.
В этом году для участия в конкурсе было подано всего 36 заявок из детских садов, школ и центров дополнительного образования Саткинского муниципального района. Воспитанники детских садов №2, 3, 8, 10, 22, 27, 30, 31, 35, 42, 46,49 стали самыми юными участниками интеллектуального марафона. Причем, из нескольких детских садов пришли ребята не только подготовительной, но и старшей группы. Школьники с 1 по 4 класс также прияняли участие в нашем конкурсе: учащиеся школ № 4, 5, 10, 13, Филиал школы №13 (п. Малый Бердяуш), 40, 66, школа р.п. Сулея. Количество участников в этому году в два раза больше по сравнению с предыдущими периодами: около 150 ребятишек приняли участие в нашем мероприятии.
Проверку выполненных конкурсных заданий конкурса осуществляет жюри конкурсных туров. Рабочим органом конкурса является жюри, в состав которого входят педагоги образовательных учреждений, а также сотрудники Шахматного клуба «Вертикаль». В задачи членов жюри входит проверка конкурсных заданий, распределение призовых мест и обобщение итогов Конкурса.
Проверка выполненных конкурсных заданий в этом году намечена на 5 мая, поэтому список победителей интеллектуального шахматного марафона будет опубликован позже.
Благодарим педагогов Саткинского муниципального района и руководителей образовательных учреждений, обеспечивших участие своих воспитанников в конкурсе и таком ярком красочном празднике талантов!
О.В. Глухова,
руководитель шахматных образовательных проектов
психолог ШК «Вертикаль»
Фотогалерея: https://vk.com/satkavseobuch?z=photo-173676795_457241810%2Fwall-173676795_713
- Подробности
- Автор: Оксана Глухова
- Категория: Продвижение проекта
- Просмотров: 1127
С таким докладом выступили на пленарном заседании Всероссийской конференции «Интеллектуальное здоровье подрастающего поколения через шахматное образование в школах России» в г. Екатеринбурге Амир Мансурович Гилязов, Исполнительный директор ШК «Вертикаль» (Фонд), член Наблюдательного совета ФШР, Виктор Кириллович Зарецкий, к.психол.н., профессор факультета консультативной и клинической психологии МГППУ, автор и руководитель проекта «Шахматы для общего развития», Оксана Владимировна Глухова, руководитель шахматных образовательных проектов, специалист МКУ «Управление образования» Саткинского муниципального района, психолог ШК «Вертикаль» (Фонд).
Уже около 20 лет по инициативе и при поддержке президента ООО Группы Магнезит Сергея Павловича Коростелёва в нашем районе эффективно реализуются шахматные образовательные программы с целью общего развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Также созданы условия для того, чтобы дети могли заниматься шахматами, как видом спорта, и имели возможность добиваться высоких результатов.
Амир Мансурович Гилязов рассказал о том, что три года подряд наши воспитанники занимали почетное третье место среди российских команд на престижном всероссийском соревновании «Белая ладья». Высшим звеном шахматной подготовки ребят является Региональная гроссмейстерская школа 10-го чемпиона мира по шахматам Бориса Васильевича Спасского, которая функционирует у нас в районе. Создана система спортивных мероприятий, воспитано несколько мастеров международного класса. Благодаря нашим достижениям российская шахматная федерация приняла решение доверить проведение Суперфинала Чемпионата России среди мужчин и женщин в Сатке. На сегодняшний день это единственный город с численностью населения менее 1 млн. жителей, в котором было проведено важное итоговое соревнование 2018 года для всей нашей страны.
Такой успех деятельности шахматного клуба «Вертикаль» при поддержке Администрации Саткинского муниципального района и ООО Группы Магнезит можно объяснить тем, что у нас сложилась своя система и философия шахматной подготовки наших воспитанников.
Модель шахматного образования в Саткинском муниципальном районе была представлена докладчиками в виде нескольких опорных элементов. Во-первых, говорилось о том, что Саткинский опыт – мирное сосуществование и гармоничное сочетание двух подходов – спортивного и образовательного направлений работы. Во-вторых, на шахматных занятиях важно создавать условия для развития ребенка с применением технологий инновационного рефлексивно-деятельностного подхода. И, в-третьих, необходимо постоянно отслеживать и анализировать динамику изменений ребенка с тем, чтобы оценить эффективность шахматных занятий и сделать их лучше.
В работе конференции принимал участие Николай Павлович Бурматов, председатель Собрания депутатов Саткинского муниципального района Челябинской области, член Генерального совета партии «Единая Россия». Свое выступление он начал со слов приветствия участникам конференции от Олега Владимировича Цепкина, сенатора Челябинской области, и Александра Игоревича Кузнецова, министра образования и науки Челябинской области. По словам Николая Павловича, у нас в регионе уже много лет специалисты образования и спорта совместно занимаются вопросами включения учебной дисциплины «Шахматы» в школьное образование. В 2016 году в Челябинской области был создан координационный совет по реализации идей проекта «Шахматный всеобуч». В состав вошли представители Министерства образования и науки, а также Министерства физической культуры и спорта. Было принято решение включить занятия шахматами в образовательные учреждения всей Челябинской области. За основу был взят опыт работы системы организации шахматных образовательных программ на территории Саткинского муниципального района. У нас с 2003 года дети изучают шахматы во всех школьных и дошкольных образовательных учреждениях (100% охват).
За три года была поставлена задача – охватить шахматным образованием все 43 муниципалитета нашего региона и включить дисциплину «Шахматы», по крайней мере, в одну-две школы на этом этапе. На региональном совещании директоров школ было отмечено, что это образовательный проект, целью которого является – научить детей учиться. Дети, занимающиеся шахматами, легче учат стихи, быстрее решают математические задачи. Поэтому директора пилотных школ проекта поняли, что это интеллектуальная составляющая учебного процесса и с уверенностью взялись его реализовывать. Так, для Министерства образования Челябинской области шахматы стали собственным полноценным проектом. На этом этапе задача была выполнена.
Работа по включению всех школ области в этот проект продолжается. Та программа, которая сегодня утверждена на уровне Министерства образования Челябинской области, предполагает, что шахматные занятия будут включены в учебный процесс в 100% образовательных учреждений. Преподавание шахмат – это целая система, поэтому каждая ее составляющая должна получать поддержку и развитие. Обучение начинающих педагогов, методическая и психологическая поддержка их деятельности, оснащение шахматным инвентарем, организация конкурсов и турниров – все это составляющие системы, которые нуждаются в помощи региональных ведомств.
Николай Павлович Бурматов выразил уверенность в том, что опыт введения шахмат в образовательные учреждения по всей территории всей Челябинской области может быть востребован и на Федеральном уровне.
На конференции руководители региональных отделений Федерации шахмат и Департамента образования, доктора и кандидаты наук, гроссмейстеры и мастера спорта по шахматам, начальники и представители образовательных учреждений обсуждали актуальность утверждения на законодательном уровне включения шахматных занятий в программу детских садов и начальных классов школ.
Константин Валерьевич Шевченко, начальник Департамента образования Администрации города Екатеринбурга, рассказал о том, что с 2012 года в школы города стали вводить шахматы по трём различным моделям: вместо одного урока физкультуры, как дополнительное образование и в качестве внеурочной деятельности. Константин Валерьевич отметил, что на таких конференциях важен обмен опытом для активного вовлечения образовательных организаций в шахматную деятельность.
Смбат Гарегинович Лпутян (Армения), гроссмейстер, Председатель комиссии «Шахматы в системе образования» Международной шахматной федерации FIDE: «Мне очень приятно быть здесь, в России. Хочу поблагодарить всех, кто так много работает в направлении развития шахматного образования. Я с каждым годом более и более вдохновляюсь и люблю свою работу. Понимаю, что то, что мы делаем, это очень нужно для мира, для общества. Мы хотим видеть мир духовным с успешными людьми, которые могли бы всегда принимать правильные решения. Шахматное движение, которое быстро развивается по всему миру, могло бы в скором времени дать свои результаты: люди стали бы лучше, более дружными! Благодарю всех, кто занимается этим делом. Я рад, что нахожусь здесь и могу послушать всех, кто расскажет о своей работе».
Надо отметить, что Саткинский опыт вызвал живейший интерес у участников конференции. В режиме работы круглого стола «Практика взаимодействия образовательных и спортивных ведомств в реализации Саткинских шахматных проектов», в котором модераторами выступили также саткинские специалисты, обсуждались актуальные для слушателей вопросы. Сколько дней в неделю дети должны изучать шахматы? Ощущаем ли мы конфликт между методиками и способами обучения у тренеров и учителей? Как убедить руководство образовательного учреждения в том, что шахматы в современной системе образования могут выступать дополнительным инструментом для развития детей?
О том, какое впечатление вызвала работа на конференции наших представителей можно прочитать на сайте фонда поддержки талантливых детей «Золотое сечение», руководители которого поддержали инициативу развития шахматных образовательных программ: https://zsfond.ru/novosti/dolzhna-byt-sistema/
Оксана Владимировна Глухова, руководитель шахматных образовательных проектов, специалист МКУ "Управление образования" Саткинского муниципального района, психолог ШК "Вертикаль" (Фонд)
- Подробности
- Автор: Оксана Глухова
- Категория: Продвижение проекта
- Просмотров: 987
Председатель комиссии Международной шахматной федерации (FIDE) «Шахматы в системе образования», выдающийся гроссмейстер Смбат Гарегинович Лпутян в рамках рабочей встречи побывал с визитом в Сатке 29 марта.
Смбат Гарегинович вместе с другом - тоже шахматистом из г. Челябинска Сергеем Николаевичем Скудновым посетили открытые уроки в школьных образовательных учреждениях и детском саду г. Сатки.
С.Г. Лпутян был восхищён знаниями и умениями детей, тем, как дошколята и первоклассники знают шахматный материал, умеют решать задачи различного уровня сложности. Первоклассники знают, как делать рокировку, умеют поставить шах или мат. Вдвойне наши гости были поражены, с какой любовью и заботой проходят занятия в коррекционной школе, где дети также решают задачи и играют в шахматы.
- Подробности
- Автор: Оксана Глухова
- Категория: Продвижение проекта
- Просмотров: 1052
1 и 2 февраля проходила открытая научно-практическая конференция «Горное сердце Евразии», посвященная 95-летию Саткинского муниципального района.
Работа была организована в режиме пленарного заседания и работы секции по направлениям: «История и люди»; «Инженерно-техническое и промышленное краеведение»; «Природа и туризм»; «Культура и творчество»; «Философия».
Более 70 научно-практических исследований было представлено специалистами гуманитарного и технического профиля, краеведами, учеными, преподавателями и аспирантами, студентами и учащимися (от 14 лет и старше), сотрудниками архивов и библиотек из Челябинска, Екатеринбурга, Сатки и Бакала. На конференции был представлен доклад
О.В. Глуховой, А.М. Гилязова, В.К. Зарецкого
«История проекта «Шахматы для общего развития»: саткинский опыт»
в режиме работы секции «Культура и творчество» (руководитель Л.С. Ежова), в котором шла речь о создании условий для культурного самоопределения юных саткинцев в увлечении шахматной игрой и общем развитии.
На базе школ нашего района на протяжении 18 лет действует проект «Шахматы для общего развития». Он реализуется по инициативе президента «Группы Магнезит» С.П. Коростелёва при поддержке Администрации Саткинского муниципального района. В основу идеи лёг тезис о том, что шахматы — это действенный инструмент для развития.
Представлена история разработки уникальной методики обучения детей, которая способствует раннему созреванию высших психических процессов, а также помогает детям учиться делать правильные шахматные ходы, как с помощью фигур на шахматной доске, так и полностью в мыслительном плане.
- Подробности
- Автор: Оксана Глухова
- Категория: Продвижение проекта
- Просмотров: 1852
Специалисты шахматного клуба приняли участие в Международной онлайн-конференции «Шахматы в образовании» 20 и 21 ноября. Мероприятие организовано Комиссией ФИДЕ по шахматам в образовании (EDU) и Научно-исследовательским институтом «Шахматы» АГПУ (Армянский Государственный педагогический университет). К платформе Zoom одновременно подключились участники из 98 стран мира (именно столько стран зарегистрировалось на мероприятие).
Лишь один доклад из России получил право презентации в режиме онлайн-конференции – доклад о саткинском опыте. В совместном докладе психолога ШК "Вертикаль" О.В. Глуховой, преподавателя МГППУ М.М. Гордон, учителя МАОУ СОШ №5 М.Ю. Муксимовой под научным руководством профессора кафедры индивидуальной и групповой психотерапии МГППУ, к.псх.н., В.К. Зарецкого и Исполнительного директора ШК «Вертикаль», мастера ФИДЕ, А.М. Гилязова был представлен обзор методики преподавания шахмат в школах «Шахматы для общего развития». Эта шахматная программа создавалась при поддержке ООО "Группы "Магнезит" усилиями учителей и психологов нашего района.
Подробнее: Специалисты ШК «Вертикаль» на Международной конференции ФИДЕ «Шахматы в образовании»